Клиентов взяли на гарантию
Развитию бизнеса помогли самоизоляция и дистанционные сервисы
По оценке “Ъ”, выдача гарантий и поручительств банками в первом полугодии показала внушительную положительную динамику — рост на 20%, до 6,5 трлн руб. В прошлом году этот бизнес стагнировал, сейчас же на фоне развития цифровых услуг в условиях самоизоляции он оказался востребован. Вместе с тем на фоне ужесточения конкуренции темпы роста доходов от такой деятельности будут снижаться.
Выдача банками гарантий и поручительств во время пандемии заметно ускорилась. Рост объемов гарантийного бизнеса во втором, «карантинном» квартале опережал темпы начала года. Если в первом квартале темпы роста были на уровне 16–20%, то в период пандемии они повысились до 23–27%. При этом в 2019 году этот бизнес стагнировал, за исключением последнего квартала, когда рост составлял 5–13%.
Всего же объем рынка к середине 2020 года достиг 6,5 трлн руб., следует из расчетов “Ъ” на основе банковской отчетности.
Некоторые игроки в течение полугодия показали активный рост в этом сегменте — в частности, ВТБ, Альфа-банк, МКБ — в 1,5–1,6 раза, Райффайзенбанк, ГПБ, Совкомбанк, «ФК Открытие» — в 1,2–1,4 раза.
Гарантийный бизнес генерирует для банков хотя и не самую большую, но стабильную часть комиссионных доходов, причем это один из самых низкорисковых сегментов. Основными факторами являются увеличение востребованности инструментов, снижающих риск при заключении контракта между поставщиком и покупателем, нефондируемый характер гарантийных операций (клиенту не требуется привлекать заемные средства), отмечают в ВТБ. Кроме того, говорят в банке, в связи с пандемией многие участники бизнеса стали использовать гарантии как инструмент обеспечения обязательств сторон для возможности переноса сроков реализации проектов.
Банки также указывают, что принятие решения по выдаче гарантий заметно ускорилось, в том числе за счет внедрения цифровых технологий.
Например, в Сбербанке львиную долю гарантий перевели в онлайн: выдача занимает не более трех часов, от клиента требуется два документа, поясняет тенденцию роста вице-президент банка Сергей Бессонов. По его словам, основным локомотивом роста выступили гарантии в рамках госзакупок — за пять месяцев банк зафиксировал увеличение количества госзакупок на 20% к прошлому году. Директор департамента корпоративного бизнеса банка «ФК Открытие» Андрей Карасев также отмечает широкое использование различных продуктов — от низкорисковых гарантий возмещения НДС до сложно структурированных гарантий в инфраструктурном строительстве с использованием услуг банковского сопровождения контрактов и механизма залоговых счетов.
Гарантии в большинстве случаев обеспечивают большую рентабельность, чем кредитование, отмечает директор департамента по работе с промышленными предприятиями МКБ Александр Афонин. Гарантийный бизнес выгоден как с точки зрения комиссионного дохода, так и привлечения новых клиентов, указывает старший вице-президент Совкомбанка Владислав Монов. Впоследствии им можно предлагать другие продукты — РКО, зарплатные проекты, кредиты и прочее, считает он.
Зачастую потенциальный клиент становится клиентом банка именно благодаря гарантиям, которые «открывают дверь клиенту для обслуживания по другим продуктам», подтверждают в Росбанке.
Гарантийный бизнес пользуется успехом у банков, поскольку позволяет получать неплохой комиссионный доход, а его перевод в дистанционный формат дает экономию на издержках, поясняет старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов. В последние годы направление гарантийного бизнеса для многих стало альтернативной традиционному кредитованию — тут часто ниже порог для входа на рынок, а также умеренные риски, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень. Однако столь привлекательный и некапиталоемкий бизнес ведет к росту конкуренции, которая оборачивается менее высоким ростом доходов. По оценке «Эксперт РА», комиссионный доход по гарантиям с 2017 года стабильно увеличивается до 5% ежегодно. Однако в 2020 году, как считают аналитики агентства, в связи с усилением конкуренции в этом сегменте темп прироста снизится до 3%.