Почем запятая в криптовалюте
Полина Смородская о виртуальных ошибках
“Ъ” удалось ознакомиться с поправками к закону «О цифровых финансовых активах…» (ЦФА), которые Минфин разослал в конце августа заинтересованным ведомствам. Изменения являются долгожданными положениями о цифровой валюте, которые призваны решить ее правовой статус.
Хотя законодатель и обещал творческий подход (см. “Ъ” от 22 июля), однако предложенные поправки профсообщество разочаруют. В первую очередь об этом свидетельствует их объем — всего одна страничка. Из нее следует, что российские физические и юридические лица могут получить цифровую валюту через наследование, получать в виде требования в рамках банкротства, исполнительного производства. И все, больше никаких деталей.
Конечно, запрет на оплату товаров и услуг криптовалютой уже был введен принятым летом законом. Однако за рамками остался вопрос, а можно ли торговать криптовалютой российскому лицу. Хотя оптимисты скажут — что не запрещено, то разрешено, но в России не все так однозначно. Хотя, конечно, в пункте разрешенных операций для российских лиц не указано, что список исчерпывающий.
Более интересным и занимательным с точки зрения орфографии, грамматики и смысла является вторая часть законопроекта. Объемный новый пункт документа касается майнинга. Вроде бы он в результате разрешается в России, если бы не предложение «при этом запрещается получение цифровой валюты в качестве платы… за действия, предусмотренные настоящим абзацем». Но все протоколы по майнингу предполагают начисление на кошелек той криптовалюты, которая намайнена. Следуя букве закона, это будет запрещено. Оптимисты опять скажут, что законы пишутся, чтобы их обходили. И напомнят о практике сдачи технических мощностей для майнинга в аренду иностранному лицу.
Пунктуация и орфография могут убить и еще одну мечту участников рынка. Абзац про майнинг можно было бы применить и как разрешающий торговлю криптовалютами на иностранных площадках. На эту мысль наводит словосочетание «или осуществления операций с нею в информационных системах, созданных в соответствии с иностранным правом». Но для этого необходимы лишь одна запятая перед этим «или осуществления» и изменение окончания на «-ие». После принятия урезанного закона о ЦФА законотворцы обещали легальную куплю-продажу классической криптовалюты на зарубежных площадках. «Потребовалось буквально по одной грамматической и пунктуационной ошибке, чтобы разбить эти мечты вдребезги»,— отметил партнер Taxology Михаил Успенский.
Но все же хочется надеяться, что заинтересованные ведомства внесут более читаемые и соответствующие сложившемуся рынку поправки.