Сибиряков потянуло за руль

Рынок автокредитования в июне показал существенный рост

В июне рынок автокредитования в Сибири вырос в объемном выражении более чем в полтора раза по отношению к предыдущему месяцу. Но за полугодие и в количественном, и в денежном выражении автокредитование в регионах просело более чем на 12% по отношению к показателям 2019 года. Летнее оживление на рынке банки объясняют расширением госпрограмм автокредитования и повышением доступности кредитов на фоне снижения ключевой ставки ЦБ. Впрочем, эксперты говорят, что всплеск интереса к автокредитам связан с отложенным спросом и не продлится долго. Падение объ­емов продаж автомобилей за год может составить 15–20%.

Эксперты считают, что интерес к автокредитам связан с отложенным спросом и не продлится долго

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Объем автокредитования в Сибири за первое полугодие 2020-го снизился на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 22,4 млрд руб. Примерно на столько же (–12,6%) сократилось и количество выданных автокредитов — до 35,6 тыс. единиц, рассказали „Ъ“ в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). При этом средний размер автокредита в округе в первом полугодии 2020-го составил 628,4 тыс. руб., практически не изменившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — рост всего 0,3%.

Наибольшее снижение выдачи автокредитов за полугодие произошло, по данным НБКИ, в Туве (–34,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), в Республике Алтай (–32,9%) и в Хакасии (–31,9%). В Кузбассе снижение количества выданных кредитов составило всего 0,3% по сравнению с результатами первой половины прошлого года. Среди регионов Сибири, где также отмечено небольшое снижение автокредитования, — Новосибирская (–7,9%) и Омская (–6,6%) области. По объемам выдач автокредитов существенное снижение отмечено в Туве (–30,3%), Хакасии (–23,6%) и Красноярском крае (–24,6%).

В то же время, как отмечают эксперты, в июне сибиряки взяли автокредитов на 42,9% больше, чем в мае. Их объем увеличился на 68,1% по сравнению с маем — до 4,7 млрд руб. Средний размер кредита за первый месяц лета также вырос на 17,6% — до 668,3 тыс. руб. В РФ, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в июне банки выдали примерно в два раза больше автокредитов, чем в мае. Наибольший рост количества и объемов выданных автокредитов в Сибири отмечен в Красноярс­ком крае (67% и 73% соответственно) и в Омской области (43% и 42%). В Новосибирской области число выданных автокредитов в июне выросло на 36%, а их объем — на 33%, в Кузбассе рост составил 17% и 9% соответственно.

Эксперты считают, что интерес к автокредитам связан с отложенным спросом и не продлится долго в стране, говорит управляющий операционным офисом «Новосибирск» РГС-банка Сергей Хлебников. «Согласно статистическим данным, объем российского рынка автокредитования в апреле сократился в 2-3 раза (в зависимости от региона) к объему марта, в мае немного вырос и лишь в июне приблизился к мартовским показателям. В 2019 году спрос на автокредиты возрастал ежемесячно в целом по России»,— сказал он.

В ВТБ говорят о постепенном восстановлении спроса на покупку автомобилей в кредит. Объем автокредитов, выданных ВТБ в Сибирском федеральном округе, в июне по сравнению с маем 2020 года вырос на 73%, а прирост количества автомобилей, приобретенных с помощью заемных средств банка, составил 65%. В Тинькофф-банке рассказали о снижении количества заявок от автодилеров в первом полугодии 2020 года к аналогичному периоду 2019-го на 10%. «В июне количество заявок от автодилеров увеличилось к маю на 40%, количество заявок в интернете на автокредиты снизилось на 2%»,— сообщил представитель банка.

Основной драйвер российского рынка автокредитования сейчас — это государственная программа автокредитования, после обновления условий (с 1 июня 2020 года.— „Ъ“) на нее очень высокий спрос, говорит Сергей Хлебников. Также на рынок влияет повышение доступности автокредитов на фоне снижения ключевой ставки ЦБ до рекордного минимума, отмечает он.

В основном представители банков оптимистичны относительно дальнейших перспектив автокредитования. В условиях снятия режима ограничений в третьем-четвертом кварталах ожидается постепенное восстановление объемов автокредитования до уровня прошлого года, считают в ВТБ: «В стране мы уже сегодня наблюдаем позитивную тенденцию продаж по сравнению с предыдущим годом: в июне 2020 года по отношению к июню 2019 года банк выдал больше кредитов — на 7% по объему и на 10% по числу».

В РГС-банке считают, что основной спад рынка уже позади. «История с карантинными ограничениями уйдет в прошлое, и в среднесрочной перспективе рынок вернется к привычному функционированию, только вы­играв за счет скачкообразного развития цифровых технологий»,— говорит Сергей Хлебников. Впрочем, он не исключает, что рост цен и дефицит ликвидных автомобилей могут не позволить полностью восстановить продажи новых автомобилей, что неизбежно приведет к снижению объемов рынка по итогам года. «Во время весенней волны карантина многие производители автомобилей останавливали заводы и ухудшали прогнозы по продажам машин. В марте прогнозы по спросу на машины были очень пессимистичными, соответственно, игроки заложили низкие производственные планы. Достаточно инертная отрасль производства машин сейчас сталкивается с тем, что спрос на новые авто превышает предложение»,— говорят в Тинькофф-банке, отмечая, что фокус покупателей и автодилеров с новых машин сместился на автомобили с пробегом.

Росту автокредитования способствовал, в первую очередь, отложенный спрос на новые автомобили, говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев: «В апреле и мае автосалоны в мегаполисах были закрыты из-за режима самоизоляции. Однако уже в июле Ассоциация европейского бизнеса зафиксировала рост продаж новых легковых и коммерческих автомобилей в России по отношению к июлю 2019 года на 6,8%». Впрочем, импульс отложенного спроса вряд ли продлится долго, считает эксперт. «Экономический кризис не завершен, реальные доходы населения снизились, в то время как цены на новые автомобили продолжили рост. По опыту предыдущих кризисов, падение объемов продаж может составить 15–20%. Вернуться на докризисные уровни рынок сможет не ранее следующего года»,— говорит Алексей Калачев.

Оксана Павлова, Даниил Тарабукин

Вся лента