«Тройка» скачет по Руси
Московская билетная система может появиться в других городах
Столичные власти начали переговоры с чиновниками Подмосковья, Санкт-Петербурга и Тульской области о внедрении единой системы оплаты проезда в общественном транспорте. Планируется, что пассажиры смогут пользоваться московской «Тройкой» и в других городах. Власти Петербурга пока изучают предложение Москвы — ранее здесь уже тестировали и отказались от некоторых столичных разработок. Подмосковные власти, в свою очередь, в начале 2019 года уже анонсировали планы по объединению транспортных карт с Москвой, но сделать этого так и не удалось.
«Москва обсуждает объединение систем оплаты проезда с Московской областью, Тулой и Санкт-Петербургом,— рассказали “Ъ” в департаменте транспорта столицы.— Помимо объединения билетных систем с Петербургом обсуждаются и совместные решения в части автомобильных парковок (имеется в виду управляющее ПО и мобильное приложение.— “Ъ”)». Подробностей в ведомстве не раскрыли. В пресс-службе Смольного подтвердили переговоры: сформирована «рабочая группа» для разработки единого электронного проездного.
Транспортные карты для оплаты проезда действуют сегодня в большинстве крупных городов РФ. Столичная «Тройка» существует с 2013 года. С 2016 года выпускаются кобрендинговые карты с встроенными чипами от «Тройки» и подмосковной «Стрелки», однако счета у них отдельные и пополнять их надо разными способами. Аналогичная карта, объединяющая «Тройку» и питерский «Подорожник», выпускается с 2017 года. В феврале 2019 года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев анонсировал создание единой платежной системы для Москвы и области: «Ни "Стрелки", ни "Тройки" не будет — это рудимент, которому предстоит отмереть». Но за полтора года объединение так и не состоялось. Вопрос находится в проработке, поясняют в минтрансе Московской области.
Московская мэрия готова безвозмездно передать властям Петербурга разработки и лицензии в системе оплаты проезда, пояснили “Ъ” в комитете по транспорту Петербурга, но этот вариант пока изучается.
В Смольном говорят о проведении «финансового аудита» проекта. Питерское ГКУ «Организатор перевозок» с декабря 2019-го по март 2020 года анализировало одну из столичных систем по управлению городским транспортом, в пилотном режиме она была развернута в Санкт-Петербурге для тестирования. Петербургские власти сделали вывод о «невозможности ее использования без проведения доработок». В прошлом году Смольный расторг договор стоимостью 750 млн руб. с подрядчиком, который разрабатывал платформу комплексной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом. Ее планировалось ввести к середине 2020 года вместе с реформой общественного транспорта, но поскольку последняя отложена до 2022 года, у правительства Петербурга сдвинулся и дедлайн по внедрению IT-решений.
Получить вчера комментарии представителей Тульской области по поводу внедрения столичного опыта “Ъ” не удалось.
Потенциальных пользователей у новой объединенной платежной системы немного, считает глава Союза пассажиров, член общественного совета Минтранса России Кирилл Янков. Это видно, считает он, и по низкому спросу на кобрендинговые карты «Тройка-Подорожник»:
«Найти людей, которые хотели бы пользоваться одновременно московским и питерским общественным транспортом, сложно».
А вот объединять платежные системы в регионах-соседях важно, уточнил господин Янков. Эксперт считает необходимым ускорить работы по созданию единой карты в Москве и Подмосковье: между этими регионами существует мощная маятниковая миграция. «В целом мир идет к тому, чтобы оплачивать проезд можно было телефоном и банковскими картами, а не транспортными»,— добавляет Кирилл Янков. В конце 2018 года, напомним, вице-мэр Максим Ликсутов в интервью “Ъ” рассказывал о планах модернизировать столичную билетную систему (чтобы, в частности, можно было пополнять «Тройку» без валидации), но работа эта пока не окончена.