Призрак оперы
Архитекторы выступили против реконструкции театра, предполагающей его снос
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков вместе с воронежскими коллегами настоятельно рекомендовал местным властям сохранить старое здание единственного в Черноземье театра оперы и балета как части архитектурного ансамбля главной площади облцентра. Соответствующее письмо было направлено губернатору Александру Гусеву. Так эксперты отреагировали на две подготовленные АО «Гипрокоммундортранс» концепции реновации здания, предполагающие возведение более масштабного объекта на месте существующего. Архитекторы считают, что помешать сносу здания могло бы включение его в реестр культурного наследия и создание новой театральной площадки в другом месте.
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков направил губернатору Александру Гусеву рецензию на два варианта концепции проекта реконструкции Воронежского театра оперы и балета, подготовленные институтом «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ) в соответствии с договором подряда. Экспертное мнение содержит несколько сценариев развития событий, а также предупреждает о «принятии поспешных решений, которые могут нанести ущерб уникальному зданию». В письме акцентируется внимание на сохранении существующих, «проверенных временем» фасадов и интерьеров театра, «максимально бережном отношении к уникальной акустике зрительного зала».
«Реконструкция» театра предполагает его снос и возведение здания со значительным увеличением высотности, поясняют архитекторы. Высота нового объекта по проектному предложению составит от 24 м (высота восьмиэтажного дома) по главному фасаду, выходящему на площадь Ленина, до 36 м (примерно 12 этажей) по улице Пушкинской. Вице-президент Международной академии архитектуры Михаил Хазанов конкретизирует, что понятие «реконструкция» в представленных вариантах по существу неуместно. Так как от старого здания в первом варианте остается лишь обобщенный стилевой мотив фасадов, а во втором варианте отсутствует даже «воспоминание» о прежней архитектуре.
В ГКДТ “Ъ-Черноземье” рассказали, что подготовка концепций велась «в соответствии с техзаданием госконтракта и поручениями губернатора». Как пояснили в пресс-службе института, обследования старого здания, которые велись с 2012 года, показали, что несущие строительные конструкции «находятся в ограниченно работоспособном состоянии»: отмечены стены с видимым образованием трещин, следы протечек, сколы бетона.
Подготовленное в 2020 году в рамках действующего госконтракта заключение о результатах обследования подтверждает сделанные в предыдущих отчетах выводы. При этом «основные физико-механические характеристики материалов практически не изменились, за исключением отдельных участков, где производилось замачивание грунтов в связи с авариями наружных сетей и в местах с нарушением отмостки». Именно в таких местах, как отметили в ГКДТ, «наблюдается снижение прочностных характеристик кирпичных стен подвала». При этом надстройку дополнительных этажей эксперты не одобрили: «запас по несущей способности конструкций, оснований и фундаментов отсутствует». Однако «технически выполнение надстройки возможно, но для передачи нагрузки на существующие конструкции потребуется их усиление в значительном объеме». Кроме того, стенам требуется «дополнительное утепление путем демонтажа и последующего восстановления отделочных слоев фасада».
Ранее на совещании в облправительстве гендиректор ГКДТ Екатерина Алексеева привела выдержки из полученного заключения Большого театра, где «главным симптомом проблем» старого здания называется «катастрофически малая площадь». «На данный момент он не имеет физической возможности проводить у себя гастроли ведущих театров страны и зарубежья. Многие параметры сценической площадки не соответствуют необходимым для этого форматам. Разработанный в 2018 году свод правил "Здания театрально-зрелищные..." дает точные характеристики подобных объектов. Ни в одни из них воронежский театр не укладывается», — сказано в заключении.
Строительство (по последней оценке, примерно за 3,7 млрд руб.) на месте старого театра в стиле «сталинского ампира» нового здания, напомним, предложил в 2019 году общественный совет при областном департаменте культуры. Глава департамента Мария Мазур вчера была недоступна для комментариев. Художественный руководитель театра Александр Литягин воздержался от комментариев о перспективе сноса существующего здания, назвав этот вопрос очень сложным. Советник губернатора, директор Воронежского концертного зала Михаил Носырев не ответил на многочисленные звонки “Ъ-Черноземье”.
Члены общественного совета при областном департаменте архитектуры и градостроительства считают, что снос театра — «не только трагедия отдельного памятника, но и первый шаг к уничтожению исторического ансамбля площади Ленина».
Ведь проект здания областной библиотеки, в частности, «разрабатывался специально, чтобы составить пару строившемуся напротив зданию театра». Профессор, завкафедрой композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия ВГТУ Геннадий Чесноков отметил, что театр не находится на государственной охране. Но, по его словам, это «не повод глумиться над зданием и площадью в целом».
Почетный архитектор РФ, профессор Евгений Барсуков обратил внимание на то, что прочие работы архитектора оперного театра Александра Миронова в Воронеже — Дом книги, медицинский, лесотехнический и педагогический институты — уже отнесены к объектам культурного наследия. Архитектор указывает, что в соответствии с техзаданием регионального департамента строительной политики институту указан вид работ — реконструкция. Однако, судя по представленным ГКДТ материалам, подготовлен концепт сноса (полной ликвидации здания театра путем его разрушения) и строительства здания.
Советник академии архитектуры и строительных наук Станислав Гилев считает, что для удовлетворения возросших функциональных потребностей труппы театра «совсем необязательно сносить существующее здание», а можно провести «грамотную реконструкцию, как в Большом театре в Москве или Петербурге».
При этом для организации второй сцены в городе много мест, где можно сформировать новую театральную площадь, заметил эксперт.
Председатель правления воронежского союза архитекторов Станислав Сорокин предложил считать утратившим силу техзадание на выполнение проектно-изыскательских работ по оперному театру «как не отвечающее цели сохранения художественного и культурного достояния Воронежа». Новую сценическую площадку он предлагает организовать в другом месте, например на набережной — с необходимым количеством парковочных мест и удобными подъездными путями:
Воронеж — один из уникальных городов сталинского классицизма. Культуру, которая осталась в наследство, надо сохранять».
Заместитель руководителя регионального управления по охране объектов культурного наследия Марина Ивкович уточнила „Ъ“, что включение объектов в реестр архитектурного наследия происходит по заявительному принципу. С предложением о включении здания театра или архитектурного ансамбля площади Ленина в реестр культурного наследия никто никогда в управление не обращался.
Какие постановки проходили в воронежском оперном театре
В марте 2019 года в Воронежском театре оперы и балета с аншлагом прошла премьера «Спящей красавицы» по одноименной сказке Шарля Перро. Специально для этого балетмейстер самарского академического театра оперы и балета Юрий Бурлака реконструировал хореографию Мариуса Петипа, 200-летие которого в России широко отмечалось в прошлом году.