Комиссаров вооружили лопатой и ломом
Аваркомы получили новые инструкции по реагированию на дорожные ЧП
Служба аварийных комиссаров «Автодора» получила инструкции, как действовать во время ЧП на автомагистралях. Так, в арсенале экипажа должны обязательно иметься лопата, лом, столитровые черные пакеты, воронка для залива топлива, канистра для бензина и солярки, домкрат грузоподьемностью 5 тонн, светодиодные табло. В новом стандарте говорится, как поступать с вышедшими на магистраль животными, как убирать их трупы, что делать с загоревшимися автомобилями и как реагировать на стихийные митинги. Комиссары, объезжая контролируемый участок, должны также фотографировать неправильно припаркованные авто и вызывать наряд ГИБДД. Операторы платных дорог говорят, что функционал аваркомов может быть шире: они могут также разрешать «спорные вопросы на пунктах оплаты», контролировать уборочные работы в зимний период, готовить документы по нанесенному ущербу в результате ДТП.
Госкомпания «Автодор» ввела в действие новый стандарт с требованиями к работе службы аварийных комиссаров. Аваркомы, напомним, появились на платных дорогах «Автодора» в 2012 году: они оказывают помощь водителям при ДТП, поломках, сложных ситуациях на дорогах. Сейчас на платных участках госкомпании работает 63 экипажа комиссаров. Собственные службы есть и у других операторов платных дорог. Так, на Западном скоростном диаметре (Санкт-Петербург) семь экипажей, на головном участке М11 15–58 км — два, на обходе Одинцово — два. В 2019 году Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост премьер-министра, во время визита в Екатеринбург поручил создать службу аваркомов и на бесплатных трассах, но поручение пока не выполнено. Тогда же обсуждалась идея принятия стандарта для службы.
Каждая машина аваркомов должна быть оснащена переносными знаками с импульсной подсветкой, конусами, лопатой, ломом, столитровыми черными пакетами, воронкой для залива топлива, канистрами для бензина и солярки, домкратом грузоподъемностью 5 тонн, светодиодными табло. Дважды в день аваркомы должны объезжать курируемый участок дороги, проверяя состояние асфальта, откосов, знаков, освещения, оповещая центр управления движением об изменении погоды, фотографируя незаконно припаркованные авто. Информация о нарушителях передается диспетчеру, который затем вызывает наряд ГИБДД на место.
Документ содержит также инструкции по реагированию на разные ситуации.
Если на дорогу вышел пешеход, то аварком должен предоставить гражданину световозвращающий жилет, «обеспечить прикрытие проезжей части, где находится пешеход», выставить светящееся табло «Пешеход/Сбавьте скорость».
Аналогичная схема применяется, если на трассе образовался стихийный митинг или демонстрация. При заторе машина аваркома должна встать за 300 м до хвоста пробки, выставив предупреждающее табло. При этом должны быть приняты меры «по предотвращению остановки пользователей или необоснованному движению с малой скоростью про противоположной проезжей части из-за любопытства».
Водителю, у которого пробито колесо, аварком должен предложить помощь — поменять запаску. Но только при условии, что машина стоит на остановочной полосе шириной не менее 3 м, а порванная покрышка находится с правой стороны. Если на трассу вышло животное, выставляется табло с предупреждением, «принимаются меры по отгону животного за пределы полосы отвода», при необходимости перекрывается движение. Если животное большое и представляет опасность (например, медведь), аварком вызывает МЧС, ГИБДД или ветеринаров, не предпринимая действий.
Если обнаружен труп животного, то аварком должен надеть маску, перчатки, положить труп в мусорный мешок, отвезти на утилизацию.
В случае несанкционированного движения машины по встречной полосе сотрудник не должен пытаться остановить ее своими силами, при этом нужно просигнализировать водителю об опасности красным флажком. Если на трассе загорелась машина, нужно также выставить предупреждающее табло, немедленно приступить к тушению пожара, оказать первую помощь пострадавшим, проверить, нет ли в транспортном средстве опасных (горючих) веществ.
«Автодор» направит письмо всем операторам платных участков с рекомендацией соблюдать новый стандарт.
В пресс-службе Северо-западной концессионной компании (концессионер участка 15–58-й км трассы М11) заявили, что принимали «непосредственное участие» в разработке стандарта.
«Документ разрабатывался с учетом международного опыта, успешно применяемого на платных дорогах за рубежом,— заявили “Ъ” в компании.— Регламент работы аварийных комиссаров на головном участке М11 полностью соответствует новому стандарту».
Работа аварийных комиссаров на обходе Одинцово также «соответствует принципам и подходам, изложенным в стандарте», рассказали “Ъ” в пресс-службе АО «Новое качество дорог» (оператор дороги).
Гендиректор компании «Магистраль северной столицы» (оператор Западного скоростного диаметра) Алексей Бнатов говорит, что служба аваркомов существует на трассе с 2008 года, но в 2014 году их переименовали в дорожных инспекторов.
«Их работа регулируется нормативными документами компании, которые составлены в соответствии с профильными государственными стандартизирующими документами, например определяющими порядок выгораживания, работы на магистрали и т. д».,— пояснил господин Бнатов “Ъ”.
Функционал аварийных комиссаров может быть гораздо шире, говорят в Региональной инвестиционной компании (концессионер и оператор платных мостов через реки Кама и Буй в Удмуртии): они могут также разрешать «спорные вопросы на пунктах оплаты», контролировать уборочные работы в зимний период, готовить документы по нанесенному ущербу в результате ДТП.
Разработанный «Автодором» стандарт должен применяться в обязательном порядке не только на платных участках, но и на бесплатных дорогах Росавтодора и региональных магистралях, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. При этом эксперт заметил, что по законодательству у аварийных комиссаров почти нет полномочий (в отличие от полицейских), поэтому, к примеру, задержать выбежавшего на проезжую часть пешехода и выехавшую на встречку машину они не могут.