Таксистов сфотографируют в профиль
Власти усиливают контроль за перевозками с помощью цифровых сервисов
В конце года мэрия Москвы запустит систему, запрещающую агрегаторам передавать заказы водителям такси, злостно нарушающим ПДД и не соблюдающим нормы режима труда и отдыха. Это одна из мер, направленных на снижение аварийности с участием таксомоторов. По данным ГИБДД, за шесть месяцев 2020 года ДТП с такси произошло почти столько же, сколько за весь 2018 год. Госавтоинспекция готовит к запуску электронный сервис, позволяющий компаниями проверять водительские права и отслеживать онлайн нарушения водителей. В «Яндексе» заявили “Ъ”, что ведут переговоры с ГИБДД об организации совместной автоматизированной проверки документов таксистов и пользователей каршеринга.
Ситуация на рынке такси обсуждалась в пятницу на экспертном совещании в ОНФ. Замначальника ГИБДД России Николай Шеюхин рассказал, что за шесть месяцев 2020 года произошло почти 2 тыс. ДТП с такси (за весь 2018 год произошло 2223 таких аварий). Растет и число жалоб граждан на плохой сервис, «хамство и некультурное поведение водителей», незнание ими города, а также на то, что таксисты оставляют машины на стоянку во дворах, мешая проезду, отметил замглавы департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин. При этом заработки водителей такси за пять лет в столице упали на 22–49%, сказал чиновник, отметив, что в результате они вынуждены работать в разы больше, чтобы поддерживать прежний уровень доходов.
Проблемы на рынке такси, напомним, обсуждаются экспертами и компаниями уже не первый год. Шесть лет назад был подготовлен масштабный законопроект, призванный решить проблемы отрасли. Документ приняли в первом чтении в 2018 году, с тех пор он дорабатывается в думском комитете по транспорту.
Чиновники вчера предложили решение для исправления ситуации в области такси, пока не принят «базовый» закон. Николай Шеюхин рассказал про планы запустить на портале госуслуг цифровой профиль водителя, через который компании смогут в онлайн-режиме отслеживать наличие штрафов за нарушение ПДД и статус водительских прав у нанимаемых и нанятых водителей. Разработка сервиса в 2021 году запланирована в распоряжении правительства 218-Р (от 6 февраля 2020 года). Николай Шеюхин напомнил про планы Минтранса ввести в 2020–2021 годах систему электронных путевых листов, с помощью которых также можно отслеживать режим труда водителей.
Дмитрий Пронин, в свою очередь, рассказал про московскую систему цифровых профилей таксистов, которая не позволит агрегаторам пускать за руль водителей без прав, имеющих судимость, работающих с превышением лимитов труда и отдыха и т. д.
Концепцию системы вице-мэр Максим Ликсутов анонсировал еще в марте 2019 года: речь идет о программном «шлюзе» между таксистом и агрегатором заказов, который будет ограничивать поступление предложений. В мае 2020 года был заключен контракт на разработку системы (ее название КИС «АРТ»), рассказал господин Пронин, в декабре ее уже планируется запустить.
Для запуска столичного цифрового профиля необходимо принять постановление правительства Москвы, обязывающее агрегаторов передавать заказы таксистам только через электронный шлюз, а не напрямую, отмечает глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. В мае 2020 года, напомним, стало известно о проверках прокуратуры Москвы в отношении компании Wheely, которая отказалась передавать данные о геолокации автомобилей такси в Единую навигационно-информационную систему города (“Ъ” рассказывал об этом). 7 августа Мещанский суд районный суд Москвы вынес решение о приостановке работы сервиса, Wheely планирует его обжаловать.
В пресс-службе «Ситимобил» заявили, что компания «выступает за цифровизацию баз данных, а также возможность проверить водителя, его историю и статус перед выходом на заказ».
«Подобные решения должны учитывать действующее законодательство для минимизации риска утечки персональных данных,— отмечают в компании.— Более того, мы уверены, что верификация информации о водителе должна идти по обезличенному принципу. Оба представленных механизма требуют экспертного обсуждения и проработки». «Мы развиваем собственные технологии безопасности для такси и каршеринга — мониторинг скорости и манеры вождения, камеру мониторинга внимания — и используем данные, в том числе от регулирующих органов,— заявил “Ъ” директор "Яндекс.Такси" по работе с госорганами Антон Петраков.— Сейчас мы ведем переговоры с ГИБДД об организации автоматизированной проверки водительских прав таксистов и пользователей каршеринга». При этом, отметил господин Петраков, любые решения должны обеспечивать «полную сохранность и бережное отношение» к персональным данным водителей, а также применятся всеми участниками рынка (агрегаторами, таксопарками, диспетчерскими службами). Кроме того, по его мнению, системы, подобные столичной, «должны создаваться не для каждого региона в отдельности, а для всей страны в целом».