Не было бы вирусности, да вирус помог
Светлана Лобода как зеркало пандемического сумасшествия
Самым обсуждаемым музыкальным видео первого полугодия 2020 года стал ролик Светланы Лободы «Boom Boom». Трудно вспомнить, когда в последний раз произведение легкого жанра вызывало подобный накал страстей. О том, что сегодня нужно сделать исполнителю и его продюсерам, чтобы создать вирусный эффект и заставить себя обсуждать, на примере клипа «Boom Boom» рассказывает Борис Барабанов.
Песня «Boom Boom» — обычный летний трек, который мог бы остаться частью музыкального фона, а то и вовсе не обратить на себя внимание. Но в первый же день после релиза (он был опубликовал в YouTube 30 июля) его стали активно обсуждать в соцсетях и СМИ. Причиной было резкое отторжение, которое продемонстрировала часть аудитории, причем сразу на нескольких площадках.
«Что объединяет участниц нового клипа Лободы? Самовлюбленное упоение пошлостью»,— написал на своей странице в Facebook журналист и продюсер Михаил Козырев. У его поста сейчас 1,1 тыс. лайков и 189 комментариев. Господин Козырев ранее не был замечен в интересе к отечественной поп-музыке как таковой и до оценок конкретных образцов жанра снисходил редко, как и до оценок творчества Светланы Лободы. В дискуссии, которая развернулась под его постом, приняли участие режиссер Алексей Герман-младший, телеведущая Ксения Собчак, ЛГБТ-активист Карен Шаинян, продюсер Алена Михайлова и еще целый ряд публичных персон, которых «в обычной жизни» тоже мало что объединяет. Присоединилась к дискуссии и продюсер певицы Нателла Крапивина.
Тем временем с клипом активно знакомилось YouTube-сообщество. Росло количество просмотров, и соотношение лайков и дизлайков вряд ли можно было расценивать как комплимент для артиста. Сейчас это соотношение составляет соответственно 193 тыс. против 386 тыс. Еще в самом начале баталий продюсер обозначила в одной из веток обсуждения клипа: «Меня совсем не парят дизлайки! Монетизация, она нынче такая».
Имелось в виду, что дизлайки дизлайками, но любые просмотры приносят артисту деньги. Хороший пример — недавний случай с клипом Моргенштерна «Пососи». Почувствовав неладное на старте, рэпер призвал поклонников ставить больше дизлайков и по достижении антирекорда пообещал выпустить дуэт с Элджеем «Cadillac». За четыре дня клип «Пососи» набрал 15 млн просмотров, и 1,6 млн из них составляли просмотры «с пальцем вниз». А оперативно выпущенный «Cadillac» ожидаемо стал суперхитом. Так вывернуться еще надо уметь.
Помимо дискуссий на страницах «высоконравственных мужей» (как назвала критиков клипа «Boom Boom» госпожа Крапивина) и негативной реакции YouTube-комментаторов новое видео захейтили некоторые крупные Telegram-каналы, никогда ранее о летних шлягерах не писавшие. Все это создало очень неоднозначный фон для песни, а заодно заставило задаться вопросом: почему именно это, а не какое-либо иное видео вызвало такой шум? Ответ: создатели клипа сумели задействовать все существующие механизмы привлечения внимания. Плотность мемов, звезд и удачных чужих находок зашкалила и стала взрывоопасной.
Сюжет клипа, за креативную часть которого отвечал комик Александр Гудков, представляет собой кастинг, в ходе которого в кругу восседающих в креслах серьезных господ появляются яркие и нестандартные женщины, а мужчины выставляют каждой из них оценку. Клип не о том, как вскружить голову мужчинам. Он о том, как в буквальном смысле взорвать им мозг. «Дикая и неожиданная смесь гротеска и тиктока, феминистский манифест и музыкальный хоррор, ведьмин дух "Суспирии", сплетенный с садизмом "Видеодрома", шокирующие перевоплощения любимых селебрити!» — провозглашал пресс-релиз к видео.
К TikTok апеллировали повторяющиеся движения героинь, которые, как предполагалось, должны были запустить соответствующие челленджи в популярной соцсети. В этих движениях многие комментаторы немедленно усмотрели сходство с клипами группы LIttle Big, на что у Нателлы Крапивиной был заготовлен ответ: «Синхронные "вирусные" движения мы используем уже лет десять». Вообще, кадров, которые «что-то напоминают», в клипе огромное количество. Круглый стол с мужиками вызывает в памяти клип DJ Shadow «Nobody Speak», рэпер на фоне огромных тверкающих ягодиц — «Tip Pon It» Шона Пола, общий акцент на сексапильность — клипы Maruv и т. д. Впрочем, цитаты — последнее, что можно вменить в вину поп-артисту. В конце концов, вся современная массовая культура — один большой пестрый коллаж.
Собрать «любимых селебрити» в одном кадре — прием нехитрый, но в силу сегодняшней механики соцсетей заведомо продуктивный. На экране помимо Светланы Лободы и упомянутой выше Ксении Собчак — звезды соцсетей Ида Галич, Дина Саева, Мария Миногарова, Карина Кросс, Чума Вечеринка и Верона, актрисы Екатерина Варнава и Варвара Шмыкова, drag queen Лорина Рэй, рэпер Pharaoh, певица Лолита Милявская, модельер Бичолла Тетрадзе, телеведущая Юлия Коваль и др. Суммарный счет подписчикам их социальных сетей идет на десятки миллионов. И в каждом аккаунте был опубликован клип «Boom Boom». Эта ковровая бомбардировка просто не могла не возыметь эффект.
Участие рэпера Pharaoh (Глеб Голубин) стало скорее курьезом — он зачитал всего несколько строчек на фоне тех самых ягодиц, но просмотров и общего хайпа, несомненно, добавил. Если Pharaoh, пусть ненадолго, привел под крылышко певице какую-то часть хип-хоп-аудитории, то Лорина Рэй напомнила о том, что хороший поп — это всегда в той или иной степени гей-поп. Драматург Валерий Печейкин даже разместил у себя в Facebook развернутый пост, посвященный «квир-кодам» в клипе Лободы. По его наблюдениям, «российскую драг-диву Лорину Рэй сбрасывают как слабое звено вместе с гей-иконой Лолитой и толстушкой».
«Интеллектуальный» слой «Boom Boom» помимо цитаты из Симоны де Бовуар, которой открывается история, включает в себя отсылки к Дали, Нилу Джордану, Беккету и уже упомянутой «Суспирии». Правда, обнаружить их легче, если тебе на них укажут. Создателей клипа не смущает то, что не все из зрителей готовы искать в летнем шлягере признаки артхауса или феминистского манифеста. Они бьют из всех орудий, целясь одновременно в инстаграм, феминисток, тренды YouTube, ЛГБТ-комьюнити, интеллектуалов и рэп-тинейджеров.
В VK, «Яндекс.Музыке» и Apple Music песня пока не вошла в топ-10, число просмотров «Boom Boom» в YouTube составляет на сегодняшний день 9 млн. Это много, но это не рекорд. Радиостанции, по информации “Ъ”, песню пока ротируют скромно. Музыкальные телеканалы показывают отредактированный, менее кровавый вариант ролика. Доходы от монетизации клипа на YouTube — коммерческая тайна, зато певица точно заработала на продакт-плейсменте: в клипе «Boom Boom» рекламируют помаду и энергетический напиток.
О том, конвертируется ли хайп в продажу билетов на концерты, мы узнаем, когда вернутся концерты. Очевидно, что на выходе из карантинной депрессии нашей публике хотелось встряски, и она получила ее в виде дикого и сумбурного ролика Лободы, который у одних вызвал рвотный рефлекс, а других привел в восторг. Первых, допустим, больше, но факт остается фактом — аудитории очень нужен был кто-то, кто заявил бы: плохие времена кончились, а теперь дискотека. Лобода как могла с этой социальной задачей справилась.