«Мусорному острову» подбирают очищающее решение
Как стартапы и компании борются с загрязнением мирового океана
Тихоокеанский «мусорный остров» увеличился до размеров Франции, а это свыше 600 тыс. кв. км. Такими данными поделился в интервью «РИА Новости» внук исследователя Жак-Ива Кусто Филипп. Пластиковые упаковки, пакеты, обломки и другие отходы сбиваются в мусорные пятна из-за сильных течений. По данным Филиппа Кусто, подобных искусственных островов в водах мирового океана уже пять. Он также напомнил подсчеты ученых, согласно которым, к 2050 году в океане пластика будет больше, чем рыбы. Какие решения этой проблемы предлагает бизнес? Подробности — у Сергея Гусева и Ольги Сергиенко.
Открытое еще в 80-х годах мусорное пятно разрослось до небывалых размеров и дрейфует между побережьем Калифорнии и Гавайями. Оно теперь больше Мадагаскара, четвертого по величине острова на планете. Пластиковая «страна» площадью в 600 тыс. кв. км состоит из бутылок, банок, пакетов, запутавшихся в рыболовецких сетях, и других крупных кусков неразлагаемого материала. Причем весит мусорный остров порядка 80 тыс. тонн.
Кстати, еще три года назад экологи хотели объявить его официальным государством, придумали ему название Trash Isles, разработали даже банкноты, почтовые марки и дизайн флага. Заинтересовались акцией британский бегун Мо Фара, актриса Джуди Денч и бывший вице-президент США Альберт Гор — он пожелал стать первым гражданином мусорного государства. «Я думаю, что это первое почетное гражданство, которое у меня когда-либо было от развивающейся страны. Я обращусь к "мусорным островам" прямо здесь и сейчас. Мы должны показать это человечеству. Мы не хотим еще больше пластика. Поэтому давайте займемся биоразлагаемыми материалами вместо вот этого хлама»»,— заявил Гор.
Несмотря на предупреждающий креатив экологов, пока количество мусора в мировом океане только увеличивается. Согласно оценкам консалтинговой компании McKinsey, сейчас там насчитывается более 150 млн тонн пластика, и с каждым годом цифра увеличивается еще на 8 млн тонн. Здесь на первый взгляд открываются заманчивые перспективы для предпринимателей. Многие пытаются запустить бизнес по утилизации мусора в океане. Главная проблема, с которой они сталкиваются,— частицы микропластика, которые не так-то просто убрать, объясняет руководитель проекта «Море отходов» российского отделения Greenpeace Варвара Яровая. Хотя есть и удачные стартапы по очистке воды от мусора.
«Происходит загрязнение морских побережий в том числе на территории "Русской Арктики", в Северном Ледовитом океане, так называемая взвесь пластиковых частиц, "пластиковый суп", что еще хуже — микропластиковые загрязнения. В Онежском озере ученые обнаружили в два раза больше микропластика по концентрации, чем в Балтийском море. Это все, действительно, попадает к нам на стол. Часть решения этой проблемы лежит в ограничении оборота одноразового пластика. Переработкой проблему при таком нарастающем потоке невозможно решить. Остров посреди Тихого океана — это такая взвесь в воде. Более того, только часть пластика плавает на поверхности, а значительная часть еще оседает. Есть проект The Ocean Cleanup, направленный на вылавливание этого пластика»,— пояснила Яровая.
Кстати, в борьбу с гигантским мусорным пятном голландский стартап The Ocean Cleanup вступил еще в 2017 году и предложил барьеры для сбора пластика в открытом океане. Тогда проект привлек более $20 млн инвестиций. Правда, экологи назвали такие ловушки не очень подходящими для сбора отходов в океанах и морях. Тогда стартап из Нидерландов выпустил на борьбу с речным мусором роботизированное судно на солнечных батареях. Катер под названием «Перехватчик» работает в Джакарте, Малайзии и Доминиканской Республике и собирает порядка 30 тонн мусора ежедневно. В мае проект получил $1 млн на борьбу с отходами вокруг Ямайки. А вот покрышки, обломки деревьев с помощью плавучих барьеров удачно собирает еще один стартап — Clean Rivers Initiative от американской компании Worthington.
Подобного рода проекты интересны инвесторам не только с точки зрения имиджа, уверен управляющий партнер компании RMG Partners Алексей Горячев: «Стратегически нет сомнений, что это правильное направление действий. Компании, которые делают что-то по-настоящему важное, будут привлекать финансирование, будут устойчивее в развитии. 58% людей говорят, что они хотят получать рыночную или выше доходность, когда их деньги будут использованы вот на такие дела, как, например, очистка океана. Это привлечение внимания, привлечение финансирования. У меня есть в портфеле четыре проекта, которые финансировались европейскими грантовыми программами, и в каждой из этих программ есть строчка о том, зачем это, собственно, обществу».
Кстати, над собственной концепцией по вылавливанию и переработки мусора работает компания Siemens. А Adidas использует переработанный пластик из океана в изготовлении кроссовок. Немецкий бренд продал более 1 млн пар такой обуви.
Из-за экономического кризиса, вызванного коронавирусом, европейские компании стали отказываться от переработанного пластика — такие данные приводит NTD. По информации телеканала, это может подорвать планы Евросоюза отказаться от товаров из одноразового сырья к 2021 году и оставить без работы перерабатывающие заводы.