Бизнес приобрел мутацию
Какие уроки предприниматели Черноземья получили за время пандемии коронавируса
Во время пандемии бизнес в Черноземье нашел новые подходы к работе, которые останутся актуальными и после снятия всех оставшихся ограничений. Это удаленная работа, развитие онлайн-каналов продаж, изменение форматов работы с контрагентами, корректировка номенклатуры продукции и позиций на рынке у представителей реального сектора. Эксперты предупреждают, что методы, которые помогли вырасти в карантин одной компании, вряд ли можно применять ко всей экономике.
Работники погнались за вакансиями
На фоне пандемии в Черноземье серьезно изменился рынок труда. Такие изменения, как рост спроса на медиков и числа безработных, очевидно, временны. Но новые форматы организации труда, как, например, удаленная работа в отраслях, где работодатели раньше хотели видеть сотрудников в офисах, сохранятся, считают эксперты.
По данным Росстата, во втором квартале 2020 года, когда действовали самые жесткие ограничения из-за пандемии нового коронавируса, уровень безработицы в регионах Черноземья вырос вплоть до 7,5%.
По информации ведомства, по сравнению с первым кварталом показатель безработицы граждан «значительно повысился во всех возрастных группах». Данные Росстат готовил на основе выборочных исследований рабочей силы в среднем за квартал. В Белгородской области официальная статистика насчитала 835,5 тыс. работников, из них 42,8 тыс. остались без занятости, уровень безработицы равен 5,1%. В Воронежской области эти показатели составили соответственно 1,2 млн, 53,3 тыс. и 4,5%. В Курской — 553 тыс., 51,8 тыс. и 5,8%. В Липецкой области они равны 549,9 тыс., 26,5 тыс. и 4,5%. В Орловской области — 350,8 тыс., 25,5 тыс. и 7,3%. В Тамбовской области они составили 490,6 тыс., 23,5 тыс. и 4,8%.
За полугодие статистика, с учетом отсутствия ограничений по коронавирусу до конца марта, оказалась оптимистичнее.
Как сообщили в правительстве Белгородской области, по данным на 1 июля в регионе оказалось 16,9 тыс. безработных, а в начале года их число составляло 4,9 тыс. Уровень безработицы составил 2,04%. В том же периоде 2019-го он равнялся 0,66%. При этом в регионе насчитывается 21,9 тыс. вакансий, в основном по рабочим специальностям, а власти не исключают возможности создания дополнительных мест «в рамках организации временных и общественных работ на системообразующих предприятиях области». «Массового высвобождения работников, оказывающего негативное влияние на экономическое развитие региона, в первом полугодии не зарегистрировано»,— констатировали белгородские власти.
В Воронежской области, по данным на 30 июня, без работы остались 36,9 тыс. человек (в начале года было зарегистрировано 10,2 тыс.). Уровень безработицы составил 3,1%, показатель вырос в 3,4 раза. При этом «в среднем» уровень безработицы в первом полугодии составил 1,6%, тогда как в том же периоде 2019 года — 1%. Работодатели заявили о 16,8 тыс. вакансий, из которых 45% приходятся на Воронеж. Высокий спрос в сфере торговли, транспорта и бытового обслуживания: необходимы продавцы, кассиры, кладовщики, водители, швеи. Высока потребность в медицинских кадрах, а также в страховых агентах, менеджерах, инженерах, консультантах, соцработниках, ветврачах и программистах.
Интересно, что прокуратура Воронежской области по итогам первого полугодия насчитала более 39 тыс. безработных. «Численность официально зарегистрированных росла рекордными темпами за последние десять лет. Небольшое число выявленных нарушений (98) не отражает реальной картины. Мы прекрасно понимаем, что значит “скрытая” безработица и каковые ее реальные масштабы»,— заявил в июле первый заместитель главы надзорного ведомства Юрий Немкин. В органах службы занятости населения региона по состоянию на 27 июля зарегистрировано 41,9 тыс. безработных. Уровень безработицы составляет 3,6%. При этом у работодателей вакантно 17 тыс. мест, коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, претендующих на одну вакансию) равен 2,7 единицы. В правительстве Воронежской области, впрочем, указывают, что с марта темпы прироста числа безработных снижаются от месяца к месяцу.
«Мы уже видим практически двукратное увеличение безработицы. Но здесь важно понимать, почему это происходит. В значительной мере на эту цифру повлияла легализация тех людей, которые были заняты в теневом секторе. Они получали доход и, скорее всего, продолжают его получать, но просто нигде его не регистрировали. Так что это еще один факт, который говорит: “Ребята, давайте “в белую”!»,— отмечает губернатор Воронежской области.
«Нам нужно сделать две вещи. Первое — интенсифицировать инвестиционные процессы, чтобы заявленное количество проектов и рабочих мест не уменьшалось. И второе — мы должны, несмотря ни на какие сложности, удержать в регионе средний уровень зарплат. Лучше, если они будут расти, мы такую задачу ставим»,— подчеркивает губернатор Воронежской области.
Власти Курской области отметили с января по июнь рост безработицы в 4,4 раза. По итогам полугодия в регионе зарегистрировано 16,2 тыс. безработных, тогда как в январе их число составило 3,7 тыс. По данным на 1 июля, уровень безработицы составил 2,84% (0,81% на аналогичную дату 2019-го).
По данным управления труда и занятости Липецкой области на 1 июля, численность безработных составила 9,2 тыс. человек, а уровень безработицы — 1,5%. За первые шесть месяцев эти показатели равнялись соответственно 2,5 тыс. и 0,4%. Всего с начала 2020 года в службу занятости обратились 28,1 тыс. человек. Из них трудоустроены 14,8 тыс., в том числе 13,2 тыс. на постоянную работу. Коэффициент напряженности на рынке труда равен единице.
В Орловской области по состоянию на 1 июля зарегистрировано 11,8 тыс. безработных. Уровень безработицы — 3,4%. В аналогичном периоде 2019 года в регионе насчитывалось 3,5 тыс. потерявших работу, уровень безработицы был 1%. Количество свободных вакансий составляет 5,7 тыс. (6,3 тыс. годом ранее). Наибольшим спросом пользуются медработники, слесари, продавцы, инженеры, менеджеры, трактористы, водители, подсобные рабочие, грузчики и уборщики.
По данным на 1 июля, в Тамбовской области количество безработных достигло 8,9 тыс., хотя в январе оно равнялось 3,4 тыс. Уровень безработицы в первом полугодии — 1,8%, тогда как в том же периоде 2019 года он был 0,73%. Количество вакансий пока превышает число безработных — 10,1 тыс. «Сопоставление структуры безработицы и имеющихся вакансий выявляет определенные тренды и проблемы. Во-первых, это разница в зарплатных ожиданиях и рыночном предложении. Особенно в производственном и строительном секторе. Во-вторых, запрос со стороны безработных граждан на создание собственного дела. В-третьих, это несоответствие навыков безработных граждан востребованным работодателями компетенциям»,— отметили в обладминистрации.
По данным исследования HeadHunter, проведенного для газеты «Коммерсантъ» в Черноземье, по итогам полугодия рынок труда в пяти областях макрорегиона возвращается к положительной динамике. После трех месяцев спада количество предложений о работе в июне выросло на 24%, а резюме — на 5%. При этом по сравнению с 2019 годом оба показателя стали лучше.
В Воронежской области в апреле, мае и июне 2019-го динамика вакансий составила соответственно 1, -7 и 9%, тогда как за те же месяцы 2020-го — -12, -4 и 28%. На Белгородчине эти же показатели равняются 6, -6, 20% и -3, -7, 27%. В Курской области они равны -1, -9, 18% и -2, 9 и 33%. В Липецкой области — 5, -11, 13% и 23, -13, 33%. На Тамбовщине — 4, -9, 11% и 2, 6 и 21%. Руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова сообщила, что по итогам майского опроса работодателей «45% компаний не удалось избежать сокращения штата, а 14% заявили, что численность персонала точно снизится в ближайшие шесть месяцев».
Госпожа Игнатова отметила, что «такого глубокого падения, как в периоды предыдущих кризисов», не зафиксировано: «Но работодатели стали более пристально рассматривать кандидатов, приглашения на собеседования стали более точечными». «Мы ожидали значительный всплеск активности соискателей по аналогии с предыдущими кризисами, но этого не случилось — она оказалась минимальной. В целом по России конкуренция выросла, но в регионах практически не изменилась. Очень дефицитным стал рабочий персонал, ожидается здесь рост зарплат, которые уже показывают положительную динамику в вакансиях»,— добавила Мария Игнатова.
В офисах становится тише
Удаленная работа приобретала все большую популярность во время пандемии, но и после ее окончания «все, что связано с онлайном, возможностью дистанционно привлечь трудовую силу там, где это оправданно, будет выглядеть очень заманчиво», отмечает основатель консалтинговой компании «Эволюшн менеджмент» Евгений Фролов.
«За офис платить не нужно, а если еще и оформить сотрудников как самозанятых, то не будет и налогов с зарплаты, — говорит господин Фролов. — Только данная схема имеет очень серьезный изъян — с подобной работой крайне сложно выстроить эффективную команду. Сотрудники на дистанционке не будут как следует вовлекаться в деятельность компании, для них ее стратегия и проблемы не будут очевидны. Ответственное отношение к своей работе в России оставляет желать лучшего. Другими словами, далеко не всегда можно добиться нормального результата от сотрудника, сидящего в соседнем кабинете, что уж говорить, если речь идет о персонале, разбросанном по всей стране».
Как минимум управленческие кадры на удаленку переводить нельзя, считает господин Фролов. «Когда мы работали дистанционно во время карантина, эффективность снизилась, и мы это компенсировали удлинением рабочего дня. При этом я уже не чувствовал свою команду так, как это происходит в офисе. В нашей компании процессы очень хорошо описаны и автоматизированы, но все равно было сложнее»,— рассказал эксперт.
Работу онлайн стоит использовать в разумных рамках, приходит к выводу Евгений Фролов: «При переходе на дистанционную работу важно учитывать не кратковременную выгоду, а смотреть на стратегическое развитие. А если компания плохо организована, то работа через онлайн приведет к крайне сомнительной экономии. Создать сильную команду полностью на дистанционке невероятно сложно. А если речь идет о реальном производстве, строительстве или сельском хозяйстве, то это просто невозможно — не будет же комбайнер через интернет убирать зерно».
«В начале августа пока рано говорить о близком завершении эпидемии. Не нужно обольщаться. Пока мы пожинаем плоды самоизоляции, заболеваемость снижается из-за мер, действовавших два-три месяца назад, когда дистанционно работали институты и школы, были закрыты границы, не было полетов. А вот что будет осенью, когда эффект ограничений пропадет… Будем надеяться, что цифры будут не очень опасные»,— заведующий кафедрой микробиологии Воронежского государственного медицинского университета имени Бурденко, главный внештатный иммунолог департамента здравоохранения Воронежской области Андрей Земсков
Удаленная работа будет все более актуальной в будущем и после пандемии, согласен генеральный директор АО «Корпорация развития Орловской области» Михаил Панченко. Компания управляет индустриальным парком «Зеленая роща», особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Орел» и региональным оператором по обращению с мусором.
«Работа сотрудников в онлайне, дистанционная коммуникация с контрагентами, цифровизация проектной деятельности и документооборота, дистанционное обучение сотрудников и прочее. Связанные с коронавирусом ограничения позволили нам заглянуть в будущий техноэкономический уклад, — говорит господин Панченко. — Сотрудники группы “Корпорации развития Орловской области” выступили пионерами в оснащении своей операционной деятельности цифровыми решениями. Так, например, совместно с МТС мы начали проект по объединению софта, видеонаблюдения, датчиков контроля и автоматизации, получаемых данных 1С и, в конечном счете, всех форм бухгалтерской отчетности оператора по обращению с отходами по всему периметру области. Эта работа, в свою очередь, позволит сначала управлять финансовой стабильностью через заданные допущения и коэффициенты, а затем и с помощью алгоритмов. Таким образом, ограничительные меры только ускорили трансформацию нашего бизнеса».
Удаленная работа становится более массовым форматом в том числе за счет самозанятых. На фоне перехода сотрудников компаний на удаленную работу жители Черноземья, которые предпочитали работать на себя, стали выходить из «серого сектора», легализуясь через новый налоговый режим. Первым в Черноземье с 1 января 2020 года этот режим начал действовать в Воронежской области. Она вошла в число пяти пилотных регионов вместе с Москвой, Подмосковьем, Калужской областью и Татарстаном.
В середине 20020 года налог для самозанятых (налог на полученный доход, НПД). Был введен в Липецкой и Курской областях. 23 июня во время обращения к нации президент Владимир Путин сообщил, что налог для самозанятых будет в дальнейшем вводиться во всех субъектах РФ.
Напомним, специальный налоговый режим могут использовать граждане, которые не имеют работодателя и наемных работников, создают продукт или услугу самостоятельно, без посредников и получают доход, не превышающий 2,4 млн руб. в год. Платить налог в размере 4% дохода при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами самозанятые могут без отчетности, зарегистрировавшись в мобильном приложении или на сайте ФНС.
Самозанятые освобождаются от использования контрольно-кассовой техники. Новый налоговый режим позволяет им, как рассказали в администрации области, «выйти из серой зоны и использовать плюсы легального статуса»: «Открыто размещать рекламу, не боясь проверок и штрафов; расширить клиентскую базу за счет крупных клиентов, которые привыкли работать официально; законно отстаивать свои права в суде». Также самозанятые смогут рассчитывать на меры господдержки, которые распространяются на малый и средний бизнес. «Мы заинтересованы в развитие самозанятости и предпринимательства»,— отмечает поддержавший проект глава Воронежской области Александр Гусев.
Карантин сменил подходы
Во время вызванного коронавирусом кризиса компании Черноземья не только изменили формат работы сотрудников, но и экономические модели бизнеса. Корректировались подходы к контрагентам, каналы продаж, номенклатура производства продукции. Особенно заметно это проявилось в деятельности малого и среднего бизнеса, говорится в отраслевом исследовании Райффайзенбанка.
«С марта 2020 года российская экономика находится в уникальной ситуации. Ограничения, введенные из-за распространения нового типа коронавируса, парализовали работу целых отраслей: например, туризма, торговли непродовольственными товарами и индустрии красоты»,— говорят авторы исследования.
Как сообщили клиенты банка, главным средством сохранить и поддержать бизнес стал перевод сотрудников и процессов в онлайн (полностью или частично) — так ответили 40% опрошенных авторами исследования. 16% искали новые проекты, которые будут актуальны сейчас. Еще 13% сокращали сотрудников. 29% отметили, что в их бизнесе практически ничего не изменилось — ограничения их либо не коснулись, либо действовали непродолжительное время.
«Карантин поставил перед многими вопрос оптимизации расходов. И часто это расходы на аренду офиса. Большинство не смогли отказаться от арендуемых помещений по разным причинам. Каждый пятый опрошенный столкнулся с невозможностью расторгнуть договор, хотя хотел бы сэкономить в период карантина и отказаться от офиса»,— рассказали в Райффайзенбанке.
После снятия ограничений большинство предпринимателей возобновили активную работу, полагают в банке: «Самая популярная стратегия — вернуться к временно замороженным контрактам. Многие планируют продолжить работу в текущем режиме, потому что он оказался продуктивным — использовать элементы удаленной работы, цифровые сервисы и внешних подрядчиков для выполнения некоторых задач. Каждый пятый намерен запустить рекламную кампанию, чтобы привлечь новых клиентов».
В банке приводят примеры переформатирования бизнеса за время карантина и в Черноземье: «В Орле производитель мебели, чтобы закрыть возможные потери от снижения товарооборота с закрытыми мебельными центрами, стал развивать онлайн. Но не открыл прямые онлайн-продажи, а заключил договор с крупным мебельным интернет-магазином. Также в Орле медицинская лаборатория добавила направление по исследованиям на COVID-19. Есть примеры, когда компании перепрофилировали производство под шитье масок. А в Белгороде — кейс перепрофилирования производителя канцтоваров под выпуск антисептиков».
Во время периода самоизоляции воронежская мебельная компания «Ангстрем», контролирующаяся бизнесменом Геннадием Чернушкиным, смогла на 60% увеличить выручку за счет онлайн-продаж.
«Кризис помог модернизировать бизнес. Благодаря реорганизации бизнес-процессов в мае продажи в интернет-магазине выросли в десять раз относительно аналогичного периода прошлого года, итого выручка увеличилась на 60%»,— сообщили в компании.
Коммерческий директор «Ангстрема» Петр Казорин отметил, что ранее основной процент выручки (91%) всегда составляли офлайн-продажи, но в мае работало только 2% розницы. «Весь ее торговый персонал (продавцы, дизайнеры, директора) был переведен на режим удаленной работы и продолжал консультировать покупателей по телефону, в соцсетях и мессенджерах, использовать фото- и видеосъемку для демонстрации материалов и фурнитуры, предоставлять варианты дизайн-проектов в 3D. Один из салонов начал работать в формате видеоконсультаций с клиентами по всей стране»,— рассказали в «Ангстреме».
На рост выручки повлияли также сэкономленные средства на аренде помещений, которые были вложены в привлечение трафика в интернет-магазин. Экономию в компании оценивают в 85% арендного бюджета в апреле и 75% в мае.
Таким образом, те, кто раньше всех сумел реализовать изменения, смогли заработать на этом даже в разгар кризиса.