По вирусу ударили госзаказом
Кто стал самым надежным клиентом для предпринимателей Черноземья в период пандемии
В любой экономический кризис, в том числе в период пандемии, одним из стабильных способов сохранить бизнес является участие в госзакупках. В Черноземье в первом полугодии 2020 года отмечается рост интереса к госзаказу, в том числе и со стороны малого и среднего предпринимательства. При этом и власти, и бизнес жалуются на работу друг друга. Заказчики указывают на срывы исполнения, подрядчики — на просроченные платежи.
Проектные заказы
По данным одной из крупнейших площадок для размещения закупок «РТС-Тендер», в первом полугодии объем реализованного госзаказа в России составил 4,2 трлн руб., тогда как в том же периоде 2019 года — 3,8 трлн руб. При этом аукционы укрупнились, а само их количество сократилось. Вместе с тем в статистике не учитываются данные о закупках при форс-мажорных обстоятельствах: они закрыты, хотя в пандемию стали популярны. В то же время пока государство оставляет значительную часть расходов на конец года.
В Белгородской области с начала пандемии в рамках реализации нацпроектов опубликовано 80 закупок на общую сумму 2,5 млрд руб. В шести тендерах начальная цена контракта превышает 100 млн руб., а еще в 17 — 50 млн руб. Более 1 млрд руб. пришлось на пять крупнейших закупок. Четыре их них — строительство школ, еще дорожные работы: школа в селе Крутой Лог за 378,5 млн руб., блоки начальных классов к Комсомольской школе за 191,9 млн руб., начальная школа в микрорайоне Майский-8 за 163,1 млн руб., начальная школа в микрорайоне Стрелецкое-59 за 162,8 млн руб. (все объекты в пригородном Белгородском районе) и ремонт 8,8 км дороги общего пользования Старый Оскол — Лапыгино — Бочаровка — Котово за 141 млн руб. Во всех пяти аукционах уже определены подрядчики, ими стали белгородские компании. При этом ни одна из них не стала снижать максимальную цену.
Структурные подразделения правительства Воронежской области с конца марта по 1 июля разместили 131 извещение о проведении закупок с начальной ценой более 10 млн руб. Из них десять тендеров оценены более чем в 100 млн руб. Наиболее крупными являются дорожные работы. Пятая, шестая и седьмая очереди на ремонт дорог в районах области стоят соответственно 499,7, 496,4 и 496,6 млн руб. Кроме того, в 225,6 млн руб. оценена реконструкция моста в Терновском районе. Этот тендер стал крупнейшим из уже завершенных: немного снизив сумму, контракт получила тамбовская компания. Также среди крупных состоявшихся закупок оказались строительство фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах за 127,5 млн руб., капремонт областного реабилитационного центра для молодых инвалидов за 111,7 млн руб., возведение центра мужской гимнастики за 101,6 млн руб. и поставка томографа за 99 млн руб. Всего за время пандемии было завершено 64 закупки, из них в 38 победили воронежские компании.
В Курской области в целях реализации национальных, региональных и инфраструктурных проектов в пандемию было объявлено шесть закупок с начальной ценой контракта более 50 млн руб. на общую сумму 755,7 млн руб. Наиболее крупными стали тендеры на строительство Афанасьевской школы в Обоянском районе за 261,3 млн руб., возведение Черновецкой школы в Пристенском районе за 171,9 млн руб., содержание дорог регионального и межмуниципального значения за 135,6 млн руб., ремонт дорог за 74,8 млн руб. и строительство ясельной пристройки в детсаду за 62 млн руб. Четыре аукциона уже завершились, в большинстве их победители немного снизили цену. Три из четырех контрактов получили местные компании.
За время пандемии в Липецкой области было объявлено 40 закупок с начальной ценой более 15 млн руб. на общую сумму 2,1 млрд руб. Наиболее крупными являются подряды на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ в 32-33-м микрорайонах Липецка за 221,5 млн руб., приобретение квартир для переселения граждан из аварийного жилья за 96,5 млн руб., капремонт дороги общего пользования Девица — Никольские Выселки — граница Воронежской области за 93,1 млн руб. и благоустройство Советской улицы и площади в Чаплыгине за 87,9 млн руб. Из них уже завершено два аукциона, на одном из которых цена была снижена незначительно. В тендерах победили 17 липецких компаний. При этом власти с конца мая искали подрядчика на строительство крытого футбольного манежа в рамках крупного спортивного проекта «Катящиеся камни» за 749,9 млн руб. Аукционы уже проходили дважды, однако комиссия оба раза отклонила заявки участников из-за неполного пакета документов. Но после обращения дважды участвовавшего в аукционе мордовского ООО «Строительно-монтажное управление №1» в липецкое управление Федеральной антимонопольной службы компания была признана победителем. Итоговая цена контракта составила 742,4 млн руб.
В Орловской области с конца марта по 10 июля было объявлено 49 крупных закупок с начальной ценой от 10 млн руб. Крупнейшими являются заказы на покупку ускорительного комплекса с максимальной энергией 5-10 МэВ за 208 млн руб., приобретение ноутбуков в рамках нацпроекта «Образование» за 76 млн руб., модернизацию вычислительных мощностей регионального центра обработки данных для функционирования орловского сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения за 62,6 млн руб., покупку интерактивных комплексов по нацпроекту «Образование» за 52,9 млн руб. и поставку комплекта оборудования для модернизации футбольного поля за 40,4 млн руб. Эти тендеры уже прошли, по их итогам везде была снижена цена, значительно на ускоритель — итог составил 148,9 млн руб. Всего завершились 18 аукционов, и только два контракта получили орловские компании.
С конца марта в Тамбовской области было размещено 2,8 тыс. закупок на общую сумму 10,4 млрд руб. Из них 305 финансируются в рамках нацпроектов, их общая сумма составила 1,8 млрд руб. При этом в 45 закупках на общую сумму 1,5 млрд руб. цена начинается от 5 млн руб. Наиболее крупными являются возведение детсада в Тамбове за 266,9 млн руб., строительство дороги в Тамбовском районе за 234,9 млн руб., поставка оборудования в рамках нацпроекта «Образование» за 228,2 млн руб., строительство второго корпуса детсада в Тамбовском районе за 124,7 млн руб. и поставка ангиографического аппарата за 53,5 млн руб. Три аукциона завершились, в двух цена снижена (в том числе на поставку аппарата на 9,4 млн руб.), в одном нет. Всего определены победители в 38 тендерах, из них 15 контрактов досталось восьми местным компаниям.
Малые подряды
В Белгородской области с начала марта опубликованы 1,2 тыс. закупок для малого и среднего бизнеса на общую сумму 767,2 млн руб. Уже состоялись 872 аукциона, из них в 372 победили белгородские компании. Таким образом, около 45% разыгранных контрактов ушло местным поставщикам. В Курской области объявили 897 малых закупок. Из них завершились уже 617, причем 445 контрактов достались местному бизнесу. О ситуации с малыми закупками в администрации Липецкой области не рассказали. На Орловщине с начала пандемии опубликовали 648 малых закупок. Прошли уже 534 тендера, в 176 из них победил местный бизнес.
Подавляющее большинство воронежских фирм получили контракты по малым закупкам: за время пандемии их было проведено 9,5 тыс., из которых чуть более 8 тыс. достались воронежцам. При этом особый упор региональные власти делают именно на поддержке малого бизнеса. «Это приоритетное направление развития Воронежской области. Одним из его элементов является расширение доступа к участию в государственных и муниципальных закупках региона субъектов малого предпринимательства», — подчеркнули в правительстве Воронежской области. По его данным на 10 июля, доля заключенных с небольшими компаниями контрактов составила 71,75%.
72% госконтрактов в Воронежской области выигрывают небольшие компании
В Тамбовской области год назад реализовали проект «Магазин малых закупок», где зарегистрировались более 900 юрлиц и индивидуальных предпринимателей со всей страны. Он также интегрирован с порталом поставщиков Москвы. С конца марта в «Магазине» и на портале было размещено 463 заказа на общую сумму 48,9 млн руб., объявлено 2,4 тыс. оферты поставщикам. Уже подведены итоги по 368 извещениям и 74 офертам, было заключено 1,3 тыс. контрактов на 90,2 млн руб. Победителями малых закупок стали 573 тамбовские компании.
В сложные времена бизнес поддерживает не только «чистый» госзаказ, но также и крупные компании, в основном госкорпорации. По данным Корпорации МСП, в первом полугодии уровень закупок крупнейших компаний у малого и среднего бизнеса вырос на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. По словам главы компании Александра Бравермана, за время пандемии корпорации с госучастием «Росатом», «Роснефть», «Россети», «Ростелеком» и «Ростех» нарастили объем закупок у субъектов МСП на 6,6%. В то же время добиться контрактов от крупного бизнеса не всегда просто: так, градообразующий Семилукский огнеупорный завод не выиграл тендер «Роснефти» на поставку пропантов. В госкорпорации недовольны качеством продукции, а завод может попробовать с помощью региональных властей вынести спор на уровень Минпромторга РФ.
Неидеальное исполнение
Региональные власти отмечают рост интереса к госзаказу со стороны бизнеса и отмечают, что госзаказ является «гарантом стабильности и платежеспособности». «Это возможность для малого и среднего бизнеса остаться на плаву. Предпринимателям нужно и дальше по возможности активно участвовать в государственных закупках, здесь есть спрос и гарантия оплаты. Госзаказ — это одна из возможностей в пандемию сохранить бизнес, сотрудников и рынки сбыта», — отметили в администрации Курской области. Впрочем, и заказчикам, и подрядчикам не удалось избежать ряда сложностей. Главной проблемой в период пандемии стало неисполнение либо ненадлежащее исполнение контрактов.
В администрации Курской области напомнили, что по федеральному законодательству в 2020 году по соглашению сторон можно изменить срок исполнения контракта и (или) его цену, если из-за коронавируса возникли независящие от сторон обстоятельства. В правительстве Белгородской области возникшие сложности связывают с введением режимов самоизоляции, а также с «независящими от сторон обстоятельствами». В результате заказчику нередко приходится делать повторную закупку. «Вместе с тем больше всего с негативными последствиями неисполнения контрактов сталкиваются именно поставщики, так как для них это влечет выплату неустойки», — добавили в облправительстве.
Впрочем, одной из мер поддержки бизнеса является как раз списание неустойки. Мера касается только неисполнения или ненадлежащего исполнения контрактов 2020 года, а каждый случай оценивается по разработанному правительством РФ порядку. Также для закупок, в которых может участвовать малый бизнес, рекомендовано не устанавливать требования обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств. Однако это не касается аукционов, которые предусматривают выплату аванса.
При этом облправительство в качестве поддержки закрепило возможность выплаты аванса в размере до 50% от цены контракта. Если же аукционы проходят на подряды при необходимости оказания неотложной или экстренной медицинской помощи либо вследствие аварии, необходимости ликвидации чрезвычайной ситуации и ее предупреждения, а также для оказания гуманитарной помощи, авансирование может достигать 100%.
В Воронежской области для поддержки бизнеса в пандемию снизили требования по участию в госконтрактах
В Воронежской области по данным на 1 июля, трудности возникли при исполнении 27 контрактов. «Для устранения выявленных проблем готово распоряжение о внесении изменений в существенные условия контрактов. Оно содержит перечень контрактов, по которым возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», — рассказали в облправительстве. Среди таких подрядов — приобретение путевок для отдыха и оздоровления детей в региональных лагерях, организация обучающих семинаров и капремонт.
Для поддержки бизнеса в регионе снизили требования по участию предприятий в госконтрактах. На прошедшем в середине июля заседании регионального штаба по строительству объектов, финансируемых в рамках нацпроектов и областной адресной инвестиционной программы, губернатор Александр Гусев наряду с высокой степенью готовности объектов, которые должны быть введены в эксплуатацию до конца 2020 года, отметил неравномерное финансирование работ и непропорциональное освоение средств. Глава региона поручил представить помесячный график финансирования работ и по объектам, которые будут сданы в этом году, и по объектам, строительство которых завершится позже. «У нас нет задачи просто потратить деньги — есть задача получить эффект от объектов. Нам важно понимать, как идет строительство, какие есть сложности, что нужно изменить, чтобы для себя рисовать некую перспективу. И не менее важно добиться равномерности освоения средств, придерживаться линейного роста, а не сдвигать все на конец года», — заявил Александр Гусев.
Платежные ожидания
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев называет госзаказ одной из составляющих устойчивости любой компании в кризис. «Во-первых, не нужно сокращать штат или искать новых сотрудников — работники знают возложенные на них задачи, имеют опыт работы и ориентируются в заказах. Во-вторых, предприятие регулярно получает деньги и, хотя другие направления и заказы могут уменьшиться, компания получает стабильное финансирование в рамках заказа. Особенно если он заключен на длительное время», — отметил эксперт. По его мнению, у компаний, много лет действующих на рынке, работа с госзаказами «даже там, где должна соблюдаться тайна», налажена и есть опыт, а вот молодым предприятиям придется его нарабатывать или пользоваться консультациями бизнес-сообщества.
По словам Артема Деева, в закупочной деятельности есть несколько сложностей. На этапе подачи заявки нужно корректно собрать пакет документов, а для этого требуются опытные сотрудники, которые выполнят эту работу, не допустив ошибок. Вместе с этим необходимо просчитать все риски — узнать требования, указанные в конкурсной документации, выяснить, какие сложности могут внести погодные условия, — а также учесть, что стоимость продукции или материалов может увеличиться из-за форс-мажора: «Например, в 2020 году в кризис произошло колебание курсов валют и комплектующие из-за границы стали стоить дороже». «Также важно формировать штат работников, которые будут заинтересованы в результатах и не допустят срывов поставок или ухудшения качества готовой продукции, так как это отразится на дальнейшей работе, компания может не получить заказов в будущем», — рассказал Артем Деев.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Воронежской области Павел Ковалев отмечает, что сегодняшнее программное обеспечение позволяет легко выйти на рынок госзаказа: «Уже не нужен, как раньше, специальный сотрудник, который должен досконально разбираться во всех аспектах. Те, кто хоть раз уже имел дело с госзаказом, эту тропинку протоптали, их опыта достаточно для остальных». В то же время, по его словам, довольно остра проблема просроченных платежей. Причем возникла она еще до пандемии. «По итогам 2019 года зафиксировано, что по закупкам, организованным в рамках ФЗ-44, каждый седьмой платеж просрочен более чем на 30 дней. В случае с ФЗ-223 просрочен уже каждый пятый платеж», — рассказал бизнес-омбудсмен. Он также отметил, что федеральные власти пытаются решить проблему контроля платежей, однако этот проект пока еще прорабатывается. «В любом случае в современных экономических условиях ответственность заказчика должна быть неизбежна и четко определена. Все должны понимать, какое наказание последует за сильную просрочку платежей», — добавил Павел Ковалев.
Прозрачные закупки
Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам представила рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем за 2019 год. В рейтинге по госзакупкам участвовали 49 регионов, в том числе три представителя Черноземья — Белгородская, Воронежская и Курская области.
Рейтинг выстраивался на основе восьми номинаций. Специалисты оценили организационную структуру закупок; информационную инфраструктуру закупок; нормативную базу региона; профессионализм заказчиков и обеспеченность квалифицированными кадрами; осуществление закупочных процедур; исполнение требований законодательства о закупках; исполнение контрактов; снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе закупок. По каждому критерию были определены лидеры, а остальные распределены по трем группам: высший рейтинг (отклонение от лидера не более чем на 10% включительно), высокий рейтинг (отклонение на 30%) и выше среднего (отклонение на 50%).
По итогам Воронежская область стала лидером сразу в двух номинациях. У нее одна из лучших в стране нормативных баз, а также высока работа по снятию административных барьеров и обеспечению доступности информации о региональной системе закупок. По критериям информационной инфраструктуры, исполнения требований законодательства и исполнения контрактов регион отклонился от лидеров менее чем на 10%. По организационной структуре и закупочным процедурам отклонение не превысило 30%.