Игра в ограничения
Сергей Калашников, редактор проекта «Перезагрузка»
Трансформация предпринимательства и общества после коронавируса стала отличной темой для дискуссии — так, собственно, и родился спецпроект, который вы держите в руках. Но кое-что осталось неизменным. Правила игры в ограничения не были одинаковыми для всех, бизнес разделился на тех, кто следует им безукоризненно, и тех, кто выше правил.
Воронеж, кажется, снова хочет стать культурной столицей. Здесь сложилась редкая ситуация, когда театры и концертные залы начнут работать, а кинотеатры еще будут закрыты. Городские сцены откроются с 14 сентября при одном условии — продавать можно не больше 50% билетов, чтобы соблюсти хотя бы небольшую дистанцию между зрителями. Регион совсем недавно был в лидерах РФ по росту заболеваемости, так что мера выглядит оправданной, хотя она и ударит по и без того небольшим бюджетам учреждений культуры.
А вот на мероприятия юбилейного Платоновского фестиваля искусств, который пройдет в столице Черноземья с 13 по 27 сентября, продаются все 100% билетов. В этом можно убедиться, зайдя на сайт Платоновфеста. Власти мотивируют это огромной общественной значимостью фестиваля, с которой сложно поспорить. Но его спектакли и концерты будут проходить в тех же залах, где во время любых других мероприятий ограничение станет вновь актуальным.
Похожая ситуация сложилась и в Тамбовской области. Там 14-16 августа, в момент ухода этого журнала в типографию, должен пройти рок-фестиваль «Чернозем». В этом году он может пройти как легендарный «Вудсток» — вне закона. С организаторами фестиваля уже месяц ведет войну Роспотребнадзор: ведомство дало рекомендацию запретить проведение оупен-эйра, потом — предписание «запретить проведение», а на днях подал иск в суд. При этом большая часть билетов распродана. Конкуренции за зрителя в России нет. «Сплин», Эмир Кустурица, «ДДТ» и Вячеслав Бутусов на главной сцене, а для тех, кому еще нет тридцати, — «АИГЕЛ», «Электрофорез», «Комсомольск» и «Дайте танк (!)» на малой сцене.
Организаторы преисполнены оптимизма и не намерены отменять фестиваль, потому что в конфликте рокеров и санитарных врачей местные власти держат нейтралитет и даже воздерживаются от публичной оценки ситуации. «Чернозем» — один из брендов области, на него каждый год приезжает тусоваться губернатор Александр Никитин. Он же разрешил проводить с 10 августа массовые мероприятия на открытом воздухе, если на 4 кв. м будет не больше одного человека. Очевидно, что на рок-фестивале такого не бывает. Наш источник в областной администрации успокаивает: всех гостей на входе будут обдавать «холодным туманом» из санитайзера.
Когда в апреле и мае самые дорогие рестораны Воронежа продолжали работать за задернутыми шторам — это оставалось секретом закрытых вечеринок. Но два кейса выше уже стали публичными. И не стоит ли в этой ситуации задуматься о снятии ограничения сразу со всех, чтобы не подтверждать стереотип о том, что суровость законов компенсируется необязательностью их выполнения?