Бухгалтерия на чистом воздухе
Пороги для входа в режим налогового мониторинга снижены втрое
Налоговый мониторинг — открытие бухгалтерий компаний перед ФНС в режиме онлайн в обмен на отсутствие неожиданных претензий со стороны службы — может стать популярнее благодаря снижению втрое порогов входа. Поправки Минфина к Налоговому кодексу (НК) предлагают понизить требования к годовому обороту и активам потенциальных участников системы до 1 млрд руб., а сумму уплаченных ими налогов за год — до 100 млн руб. Правительство рассчитывает на рост числа участников с около 100 сейчас до 3,9 тыс. к 2022 году. Для государства такой подход обеспечивает большую предсказуемость состояния крупнейших компаний и налоговых поступлений. Эксперты, впрочем, взрывного перехода бизнеса в режим мониторинга не ждут: не все компании готовы открываться государству на постоянной основе.
Минфин подготовил поправки к НК о совершенствовании налогового мониторинга. Как следует из проекта, размещенного на regulation.gov.ru, пороги входа в систему для компаний могут быть снижены втрое. Налоговый мониторинг применяется ФНС с 2015 года, он предполагает постоянный онлайн-доступ налоговиков к данным бухгалтерского и налогового учета компаний в обмен на отсутствие оснований для проведения камеральных налоговых проверок. Сейчас система доступна компаниям с совокупной суммой уплаченных налогов за год не менее 300 млн руб., суммарным годовым объемом доходов компании и совокупной стоимостью активов — не менее 3 млрд руб. Нынешние участники налогового мониторинга — это порядка сотни крупнейших налогоплательщиков, в том числе «Газпром нефть», «Роснефть», «Аэрофлот», «Ростех» и др., на них приходится восьмая часть ВВП РФ и до 30% поступлений в бюджет. Для государства онлайн-присутствие в бухгалтериях крупного бизнеса, помимо контроля уплаты ими налогов и предупреждения налоговых нарушений, дает возможность в режиме реального времени оценивать экономическую ситуацию в значительной части крупного бизнеса и прогнозировать поступление доходов в казну.
В марте премьером была подписана концепция развития системы налогового мониторинга РФ. Согласно документу, число потенциальных участников системы составит 3,9 тыс. к 2022 году, и не менее 7,8 тыс.— к 2024 году. О необходимости снижать пороги входа в систему глава правительства Михаил Мишустин говорил и в июле в ходе отчета в Госдуме. Он пояснил, что в следующем году еще порядка ста компаний готовится перейти в систему, это крупнейшие налогоплательщики, а новое снижение порога будет способствовать расширению возможности входа для компаний и меньшего размера. Публикация проекта Минфином, вероятно, означает, что процесс настройки информационного взаимодействия налоговиков с корпорациями отстроен и стандартизован — и ФНС готова предложить участникам рынка относительно массовый продукт.
После снижения порогов втрое формально критериям будут удовлетворять несколько тысяч компаний. Тем не менее, помимо суммовых объемов, налогоплательщик должен соответствовать иным критериям, включая требования ФНС к системе внутренних контролей, информационным системам компании.
«При этом на рынке есть компании, для которых ключевым сдерживающим фактором являются именно суммы налоговых отчислений, активов, доходов. Как правило, это "дочки" иностранных групп, некоторые российские компании, которые есть и среди наших клиентов. Для них это очень важное изменение»,— говорит Ольга Плетнева из КПМГ.
Эксперты указывают на то, что потенциальные участники мониторинга, в отличие от крупного бизнеса, могут оказаться не готовы к быстрому переходу на этот режим из-за неготовности ИТ-систем, отсутствия необходимых бизнес-процессов, включая систему внутренних контролей, которой ФНС уделяет значительное внимание, недостаточной квалификации персонала и т. д. Впрочем, налоговый мониторинг является добровольным режимом, поэтому у них будет возможность подготовиться к переходу в комфортные сроки.
Средние затраты при переходе на налоговый мониторинг на рынке затрудняются назвать. Как говорит один из собеседников “Ъ”, они начинаются от 3,5–6 млн руб. до сотни и более. «Затраты на подготовку зависят от ряда факторов,— говорит Екатерина Рябова из PwC,— масштаба и сложности деятельности группы, видов используемых информационных систем, наличия электронного архива, степени автоматизации процессов учетной функции и зрелости системы внутреннего контроля».
Что думают эксперты о расширении налогового мониторинга в РФ
Как говорит партнер КПМГ в России и СНГ Ольга Плетнева, проект Минфина повысит привлекательность такого налогового режима еще и за счет сокращения оснований для проведения проверок в отношении участников налогового мониторинга, расширения права налогоплательщиков на оспаривание позиции налоговых органов, конкретизации и повышения прозрачности процедуры получения мотивированных мнений налоговиков. «Законопроект предусматривает движение к большей цифровизации взаимодействия с ФНС с отказом от обязательного предоставления бумажных документов в большинстве случаев. В то же время усложнение регламента информационного взаимодействия в связи с появлением требования к описанию состава и структуры раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, используемых в ИТ-системах налогоплательщика, может привести к росту нагрузки на него при подготовке к вступлению в режим налогового мониторинга, как и отказ от возможности взаимодействия по ТКС с 2024 года»,— говорит она. «По нашему опыту, подготовка к переходу в режим налогового мониторинга занимает у компаний от 4 до 12 месяцев. При этом переход в налоговый мониторинг не только повышает доверие налоговых органов к компании, но и является позитивным сигналом для ее акционеров»,— считает госпожа Плетнева.
Партнер PwC, руководитель группы по услугам в области повышения эффективности налоговой функции Екатерина Рябова обращает внимание на то, что поправки предполагают большую автоматизацию взаимодействия компаний и ФНС. В частности, проектом закона с 2024 года предусмотрен отказ от использования телекоммуникационных каналов связи для обмена данными с налоговым органом в пользу доступа в информационные системы компаний. Закрепление в законе возможности представлять документы и данные через информационную систему позволит освободить компании от запросов в рамках встречных проверок уже с 2024 года, что также указано в проекте. Проект закона предусматривает ряд дополнительных преимуществ для участников программы: отмену камеральных проверок, заявительный порядок возмещения НДС и акцизов, что наряду со снижением порогов входа, по мнению Екатерины Рябовой, может существенно расширить круг участников программы.
«Изменения, которые предлагает Минфин, делают налоговый мониторинг более доступным,— говорит руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов.— При этом соразмерное уменьшению налогов увеличение количества компаний, использующих этот режим, вряд ли произойдет. Поскольку это зависит не только от появления возможности такого перехода, но и от доверия бизнеса к налоговой системе в целом». По его словам, многие предприниматели воспринимают налоговый мониторинг как непрекращающуюся проверку и считают, что им легче раз в три года пройти выездную. «Налоговый мониторинг — это будущее налогового контроля,— говорит эксперт.— ФНС принимает меры для укрепления доверия бизнеса к налоговой системе, но говорить о готовности бизнеса к абсолютной открытости государству пока не приходится».