Чип спешит на помощь?
Искусственный интеллект все ближе к головному мозгу
На минувшей неделе Илон Маск показал двух свиней — в их мозг были имплантированы сенсоры, соединенные беспроводной связью с компьютером. Было объявлено: вот он — путь к лечению многих тяжелых болезней человека. Одновременно заговорили и о подчинении человека искусственному интеллекту. «Огонек» задумался о перспективах чипизации.
Свиньи с микродатчиками бегали по загону, а в это время на мониторе отображались импульсы, идущие от нервных клеток их мозга. На презентации ученые компании Neuralink, которая занимается разработкой и производством имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов, извлекли имплантат из мозга одной из свиней, не повредив сам мозг. Был продемонстрирован маленький круглый сенсор диаметром 23 мм и толщиной 8 мм — трансляция события велась на весь мир. Другая «счастливая свинья», как охарактеризовал ее сам Маск, живет с сенсором уже несколько месяцев — признаков отторжения инородного тела пока нет. Илон Маск, давно уже ставший главным поставщиком научных и футурологических сенсаций, заявил: в будущем, благодаря таким устройствам, можно будет лечить тяжелейшие неврологические заболевания — параличи, болезнь Альцгеймера и деменцию. Сенсор поможет избавиться от расстройств памяти, зрения и слуха, справиться с проблемами головного мозга и повреждений позвоночника. И пообещал скорое начало клинических исследований в этом направлении…
Многие восприняли это как победу искусственного интеллекта над неизлечимыми нынче болезнями. Заговорили о том, что человечество вот-вот шагнет в новую эру всеобщей чипизации и управления людьми с помощью искусственного интеллекта. Известный телеведущий вообще заявил, что «это тот самый чип, который позволит решать дикое количество проблем». Так ли это? Какие перспективы открывают нам показательные выступления свиней Илона Маска? Об этом «Огонек» поговорил с Александром Капланом, заведующим лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ, лауреатом Государственной премии РФ.
— На мой взгляд, Илон Маск продемонстрировал нам высокотехнологичное устройство, по сути — робота, который в течение часа может вживить в голову 1024 электрода. Такое количество электродов допускает установление контакта с несколькими тысячами нервных клеток. До сих пор ученым удавалось с помощью вживленных в мозг человека электродов устанавливать контакт с сотней-другой нервных клеток, у обезьяны даже с 2 тысячами. А десятки тысяч контактов — это действительно прорыв. Думаю, вскоре роботу Илона Маска станет доступным вживление электродов для 100 тысяч контактов с нервными клетками.
— Действительно ли чипирование открывает путь к лечению болезней, о которых говорил Маск? Если да, то как это в принципе работает?
— Ну, во-первых, Маск вживляет не чипы, а сенсоры, передающие информацию об активности нервных клеток. И потом, не надо воспринимать буквально то, что сказал Маск по поводу болезней. Он лишь предполагает, что если у ученых будет доступ к регистрации больших массивов нервных клеток, то станет возможным диагностировать некоторые заболевания мозга на ранних стадиях. Хотя чипы сами по себе ничего излечить не могут — с их помощью можно, например, стимулировать в мозгу продукцию недостающих медиаторов (биологически активных химических веществ, передающих импульсы нервных клеток) для облегчения болезни Паркинсона. Что касается болезни Альцгеймера, не думаю, что здесь можно помочь стимуляцией чипом. При этой болезни происходит тотальное нарушение обмена веществ в мозговой ткани, здесь уже никакими чипами не поможешь.
Ваш браузер не поддерживает видео
Вообще вживление небольшого числа электродов в мозг человека — это одна из распространенных нейрохирургических операций по медицинским показаниям. В мире сейчас насчитывается более 150 тысяч людей с электродными комплексами, введенными вглубь мозга для обнаружения момента зарождения эпилептического приступа и последующего его блокирования токовыми импульсами, посылаемыми в мозг через те же электроды. Всем управляет небольшая микросхема, вшитая под кожу черепа и соединенная с электродами. Человек даже не замечает, когда это происходит. Эти операции широко распространены в мире, делают их и в нейрохирургических клиниках в России.
— Ведутся ли у нас разработки, аналогичные исследованиям Маска?
— Как видим, у Маска еще нет исследований — только технические разработки электродных комплексов и технология их вживления. В России тоже ведутся работы по созданию электродных комплексов, но основное внимание уделяется разработке принципиально новых каналов связи с нервными клетками. Однако приоритет в России по созданию нейроинтерфейсных устройств отдается пока неинвазивным технологиям, не требующим вживления электродов в мозг. К примеру, в нашей лаборатории на биологическом факультете МГУ создана технология «Нейрочат», позволяющая пациентам с тяжелыми нарушениями речи и движений набирать тексты на экране компьютера мысленным фокусированием внимания на нужных буквах. При этом считывание электрической активности нейронов происходит с помощью электродов, прикладываемых к кожной поверхности головы. Это похоже на хорошо известную методику электроэнцефалографии. С помощью «Нейрочата» можно не только набирать буквы, но и принимать и отправлять почту, давать команды бытовым прибором, делать звонки — и все это только одними мысленными усилиями. Уже более 500 пациентов в больницах и на дому пользуются «Нейрочатом». Кроме того, в России запускаются 2–3 нейроинтерфейсных проекта для решения медицинских проблем на основе вживленных электродов.
— А что вы скажете об опасениях, что чипирование даст возможность управлять людьми?
— Разработки Маска не дают поводов делать такие выводы. Собственно, регистрация и стимуляция нервных клеток в мозгу человека по медицинским показаниям используется уже несколько десятков лет. Например, для обнаружения внутримозговых патологических очагов, для активации синтеза медиаторов и т.д., но никак не для управления мыслями и поведением человека. Нет никаких теоретических и практических оснований полагать, что такое когда-либо станет возможным. Слишком разнообразно поведение человека, и неизмеримо богат его психический мир.
Наконец, у человека огромное число нервных клеток, более 85 млрд — невозможно управлять всем этим с помощью нескольких сотен тысяч внутримозговых электродов.
Мы даже не знаем, как подойти к расшифровке сообщений между нервными клетками, кодировка которых в каждом соединении клеток разная. Наш мозг надежно защищен от «хакерских атак» просто в силу своей неимоверной сложности.
Кроме того, я пока не знаю ни одно случая внедрения чипа в мозг человека. Все, что есть,— это вживление электродов, то есть проводников для контакта с нервными клетками. Конечно, это возможно — с помощью вживленных электродов можно управлять, например, эмоциональными состояниями, такими как радость, депрессия, бодрствование. Если понимать чипизацию в этом смысле, то я был бы категорически против — это противоречит природе человека и нарушает его право быть самим собой.
— Недавний опрос ВЦИОМа показал, что более 50 процентов опрошенных категорически не принимают чипирования людей…
— Давайте уточним, о каком чипировании идет речь. Если о вживлении чипов в мозг здорового человека, то я категорически против, и, думаю, здесь меня поддержат не 50, а 99 процентов здравомыслящих людей. Если же мы говорим о вживлении чипа под кожу запястья, который будет выполнять роль и паспорта, и банковской карты, и пропуска, то при соответствующем законодательном регулировании я это допускаю, это возможно в самом недалеком будущем. Скорее, дело даже обойдется не вживлением, а наклейкой. Что касается прямого подчинения мозга каким-то внешним источникам команд или искусственному интеллекту, то это очень плохая идея. Я думаю, движение должно быть в обратном направлении: мысль человека должна приводить в движение компьютеры и машины, как это происходит сейчас, но в будущем, надеюсь, это станет возможным напрямую от мозга. Тотальная цифровизация общества этого потребует. Мы над этим сейчас работаем.