12 фильмов фестиваля «ДОКер»

Выбор Ксении Рождественской

Сегодня в московском «Каро 11 Октябрь» стартует VI Международный фестиваль документального кино «ДОКер». В его программе в основном российские премьеры международных хитов, показанных на главных фестивалях мира — в Берлине, Локарно, Лейпциге, Ньоне и Амстердаме. Weekend выбрал самые интересные фильмы из разных фестивальных программ

основной конкурс

Уроки любви
Кася Матея, Малгожата Голишевская

История любви — в первую очередь, любви к самой себе. Неотразимая 69-летняя Йола, решив отдохнуть от мужа-абьюзера, заводит роман. Она хороша собой, изящна, любит петь, танцует, сплетничает с подружками и всегда выделяется из толпы. Может ли она развестись? Церковь — юный священник, годящийся Йоле во внуки, если не в правнуки,— лепечет что-то о любви и долге, о ежедневном выборе. Да, но можно ли любить человека, который бил тебя каждый день все 40 с лишним лет совместной жизни? Режиссер Малгожата Голишевская («Виды птиц») собиралась снять фильм о курсах танцев для пожилых, но увидела Йолу — и передумала. Документальное кино на грани фикшена, с удивительной героиней, которая способна доверять миру и в радости, и в горе. Хотя у нее свои представления о счастье. «Я,— говорит она,— поклялась богу не говорить мужу правды, и с тех пор лгать ему стало для меня радостью».

21 августа, 20.00


Безумный Александр
Педро Пиреш

Фото: предоставлено «ДОКер»

Оригинальное название отсылает к классическому фильму Годара «Безумный Пьеро», английский вариант — «Одиссея Александра» — тоже играет с классикой. Всклокоченный Улисс, пациент психиатрической клиники, Александр — тихий сорокалетний канадец, 15 лет назад получивший диагноз «шизофрения». Он выглядит «нормальным среди сумасшедших, сумасшедшим среди нормальных» — так говорит о своем герое режиссер Педро Пиреш. Александр участвует в сессиях с другими пациентами, разговаривает с бабушкой по телефону, находит себе девушку, но реальность постепенно размывается. Герой пытается уцепиться за нее — словами, таблетками, письмами сыну — и все глубже уходит на дно. Педро Пиреш работал с Робером Лепажем над «Триптихом» — киноверсией великого спектакля Лепажа «Липсинк», и в «Безумном Александре» есть эхо лепажевских пространств, отражений и призраков.

22 августа, 21.45


Принять вызов
Юнис Лау

Фото: предоставлено «ДОКер»

Сомалиец Юсуф Абдрахман много лет назад бежал в США от сомалийской войны. Теперь он с семьей живет в Миннесоте. В 2014 году его сын-подросток Закария попал в тюрьму на 10 лет за терроризм — он собирался присоединиться к радикальной исламской группировке и отправиться в Сирию. Отец в ярости: как можно променять спокойную жизнь на насилие и кровь? Сын звонит ему из тюрьмы, и только в этих долгих телефонных разговорах начинают выстраиваться настоящие отношения, и Юсуф начинает понимать, что происходило с Закарией. Как происходит вербовка, кто вербует, кого выбирают на роль жертвы. Как «война с терроризмом» влияет на подростков, каково это — жить в расистском обществе и, главное, почему ислам оказывается «захвачен радикальными группировками». Но фильм не становится агиткой, у авторов нет готовых ответов на вопрос, что со всем этим делать. Когда звонит телефон, нужно принять вызов, и больше тут ничего не поделаешь. Юнис Лау — нью-йоркский режиссер родом из Сингапура, ее короткометражный фильм «Сквозь огонь» (2013) был номинирован на студенческий «Оскар».

24 августа, 20.30


Сделано в Китае
Марк Чика и Хосе

Фото: предоставлено «ДОКер»

На новогодние праздники молодой человек и его отец отправляются из Шэньчжэня, где они работают, в свой родной город в провинции Хэнань. Юноша должен жениться, потому что так заведено, его мнение никого не интересует, все решают главы семейств. Герой — представитель «безмолвного поколения», поколения без права голоса. Когда они вырастут, они, так же как их родители, будут рассказывать детям, что в их жизни не было ничего особенного: жили так, как было принято, и всегда слушались старших. Когда испанский режиссер Марк Чика и Хосе начинал съемки, он думал, что героем фильма будет отец мальчика. Но, увидев, что молодое поколение в Китае «чувствует себя абсолютно потерянным», режиссер понял, что его настоящий герой — тот, кто «еще не знает, чего хочет, но точно знает, чего не хочет».

25 августа, 20.30


Дитя любви
Ева Мулвад

Фото: предоставлено «ДОКер»

Саханд и Лейла с четырехлетним сыном Мани бегут из Ирана в Турцию, чтобы скрыть свою связь. Оба они — семейные люди, а в Иране за адюльтер — смертная казнь. Но и в Турции новая жизнь никак не начнется: у них нет документов, нет гражданства, к тому же Саханд — «политический», и они боятся преследования. Неожиданный взгляд на проблему беженцев — тех, у кого нет «своего куска земли», тех, кто существует в вечном ожидании, застрял между мирами. Режиссер Ева Мулвад («Современный человек», «Враги счастья», исполнительный продюсер «Школы соблазнения» Алины Рудницкой) снимала историю Саханда и Лейлы шесть лет, и европейский миграционный кризис в ее фильме оказывается то семейной драмой, то кафкианским бюрократическим кошмаром. На фестивале в Чикаго «Дитя любви» получило приз «Золотой Хьюго».

27 августа, 20.00


Акаса, мой дом
Раду Черникиус

Фото: предоставлено «ДОКер»

Цыганская семья — отец, мать и их девять детей — живут в хижине в бухарестской дельте без электричества, без водопровода, но зато с кучей голубей, собак и кошек. Дети абсолютно счастливы в этом раю до тех пор, пока рай не превращается в национальный парк. Семью отправляют жить в Бухарест, отцу семейства обещают место рейнджера в парке. Режиссер наблюдает за жизнью семейства — как дети учатся жить в обществе, но тоскуют по своей хижине, где «даже еда была вкуснее», как авторитарный отец сжигает их книги, потому что цивилизация — это зло, и как самым несчастным ребенком, у которого отнимают игрушку, оказывается именно глава семейства. Дебютный полный метр румынского режиссера Раду Черникиуса — журналиста-расследователя — отчасти перекликается с «Миланой» Мадины Мустафиной: автор также не вмешивается в происходящее, просто фиксирует хроники диких времен.

28 августа, 18.00


Пена
Илья Поволоцкий

Фото: предоставлено «ДОКер»

Побережье Баренцева моря, бесконечные северные сумерки, синий полупустой мир. Несколько героев: шкипер водного такси и его дочь, девочка-подросток, водолазы, техник метеостанции, браконьер — молодой отец. Такое ощущение, что они все живут на грани крика, слома, срыва: вот-вот что-то случится. Режиссер Илья Поволоцкий, когда-то начинавший со съемок рекламы и для которого этот фильм — полнометражный дебют, объясняет, что его герои «барахтаются изо всех сил, взбивая Пену». Предыдущий, короткометражный фильм Поволоцкого «Северяне» — тоже серия «северных» портретов. Но «Пена» — портрет не людей, а пространства: засасывающего, распадающегося, темного, где люди — лишь мелкие брызги. Специальное упоминание жюри на фестивале IDFA «за создание мощного сенсорного опыта».

29 августа, 19.00


Лавмобиль
Эльке Леренкраус

Фото: предоставлено «ДОКер»

Чистенькое германское шоссе. На обочине то и дело можно увидеть трейлер, мигающий огоньками. В таких трейлерах работают проститутки из Африки и Восточной Европы — конкуренция высокая, работа тяжелая, могут и убить. Три героини: болгарская красотка, мечтающая заработать денег на учебу брату, беженка из Африки и сутенерша, ежедневно требующая свою долю. Сутенерша, пожилая улыбчивая бабуля, как из детской сказки, сама когда-то работала в борделе. Она делится с девочками секретами мастерства, ругается с теми, кто обвиняет ее в рабовладении, рубит дрова, чистит трейлер — и не обещает никаких поблажек никому: ни себе, ни режиссеру, ни миру. Это полнометражный дебют видеохудожницы Эльке Леренкраус, которая решила дать голос женщинам из «гротескного микрокосмоса с задворок общества». Получилась история неоновых огней, сияющей пустоты, уходящей молодости, тотального одиночества.

29 августа, 22.00


программа Doker Shorts

The Fantastic
Майя Блофилд

Фото: предоставлено «ДОКер»

Художница и режиссер Майя Блофилд занимается метанарративами, ее фильмы — «О разрушении и сохранении», «Золотой век» — это экспериментальные истории об историях, в которых разрушается и пересозидается мир. В «The Fantastic» таким миром оказывается кино: беженцы из Северной Кореи, существующие в фильме лишь как закадровые голоса, вспоминают о том, как впервые увидели запрещенные западные фильмы вроде «Рэмбо», «Матрицы» или «Джеймса Бонда» и что тогда об этом думали. На экране — пейзажи и городские виды Северной Кореи, но изображение плывет и подрагивает, превращаясь в зажеванную видеозапись. Здесь есть и отголоски социальной антропологии Лантимоса, и цитата из Цзя Чжанкэ, а в целом — поразительное кино о взаимоотношениях между воображением и реальностью, один из лучших фильмов короткометражной программы.

23 августа, 17.30


программа Let It Doc!

В поисках идеального джентльмена
Лена Виндиш

Фото: предоставлено «ДОКер»

Скрин-квест из программы, посвященной информационным технологиям, студенческий фильм Лены Виндиш, созданный во время обучения в Академии дизайна в Эйндховене. Фильм показывает только то, что можно увидеть на компьютерном экране: гугл-виды городов, карты, чаты, фотографии. Во время одного такого виртуального путешествия автор видит в окне парикмахерской афишу «Идеальный джентльмен» с вариантами мужских причесок, скорее всего африканских, и хочет найти ее. Для начала она «обходит» несколько африканских городов в гугл-картах, потом оказывается в Китае, в Германии, опять где-то в Африке — путешествие на диване, захватывающий квест, в котором каждый встречный может оказаться нигерийским принцем, начинающим бизнесменом или идеальным джентльменом.

23 августа, 15.30


программа «Док Терапия»

Мама мания
Винсент Спарребум

Фото: предоставлено «ДОКер»

Фестивальная программа «Док Терапия» посвящена ментальным проблемам и популяризации психотерапии. На каждом показе будет присутствовать эксперт — врач-психиатр или психотерапевт, с которым можно будет обсудить кино после показа. Режиссер-дебютант Винсент Спарребум снял фильм о собственной матери, страдающей от биполярного расстройства. Сын узнает, что его мать находится на грани очередного маниакального эпизода и начала принимать галоперидол. При этом она завела роман по интернету, и сыну кажется, что материнский ухажер ведет себя крайне подозрительно. Сдержанная история о том, что дети иногда вынуждены быть взрослее своих родителей.

30 августа, 16.00


программа Doker Kids

Мальчик с подносом
Давиде Мальди

Фото: предоставлено «ДОКер»

Фильм из программы Doker Kids, докудрама о подростке, который поступил в школу официантов и учится правильно ставить бокалы, выравнивать вилки, не ронять тарелки с подноса, помнить, что клиент всегда прав, и следить за чистотой ногтей. У Луки не очень хорошо с социальными навыками, он немного неуклюж, но главное — ему очень скучно. Умный и хитрый фильм о взрослении, о хозяевах и слугах и о том, кто главнее. Лука почти никогда не смотрит в камеру, не смотрит на учителей, не смотрит в будущее. Потому что учителя говорят: «Запомните, ваш взгляд — ваше дело, только вы выбираете, когда встретиться с клиентом глазами». Давиде Мальди сочетает в своих фильмах фикшен и документальность, его чувство ритма и мрачноватый юмор, скрывающийся за показным безразличием, сравнивают с Жаком Тати и Милошем Форманом. «Я не документалист,— говорит режиссер,— но люблю ситуации, которые дают мне что-то неподвластное контролю».

30 августа, 18.00


Вся лента