Куда приехал цирк
Приключения итальянской труппы в коронавирусной Москве
Зимой в Россию приехали итальянские цирковые артисты. Мировые звезды. Из-за пандемии они не могли ни выступать, ни вернуться домой. О приключениях итальянского цирка в Москве узнал «Огонек».
Бруно Тони — укротитель тигров. Неправдоподобно красивый, как принц из мультфильма, он поднимает руку, восемь тигров становятся на задние лапы и прыгают по арене. «Иди сюда, пожалуйста»,— говорит он по-русски тигрице по имени Индия. (За шесть месяцев в Москве итальянцы начали разговаривать с тиграми по-русски.) Индия подходит, и Бруно кормит ее мясом, обнимает, а та мурчит в точности как котенок, только немного громче. Бруно вырос вместе с этими тиграми, всю жизнь путешествует с цирком-шапито: 30 грузовиков — целый поезд, 20 слонов, 29 лошадей, 11 тигров, 120 человек и верблюд. Цирковая династия Тони старейшая и самая знаменитая в Италии — 140 лет Тони путешествуют по Европе и нигде не задерживаются больше нескольких месяцев. В Москве итальянские артисты уже полгода и останутся еще на столько же. «Я за всю свою жизнь никогда столько не находился на одном месте,— говорит дядя Бруно, Даниэль Тони,— а мне 53 года. В Москве нас поселили в квартире, я никогда в квартире и не жил, всегда в трейлере. Мы привыкли к неудобствам. Вчера звонит жена: "Даниэль,— говорит она мне,— эти русские отключили горячую воду (речь о плановых летних отключениях.— «О»)". Ну и что,— отвечаю,— Тони за 140 лет и не с таким сталкивались. Нагрей в кастрюле! Это мне акробаты из цирка Никулина посоветовали».
Фантастика
Семейство Тони — обладатели самых престижных наград в цирковом мире. Цирковой фестиваль в Монте-Карло — это «Оскар» среди артистов цирка. Отец Бруно, Флавио, на этом фестивале получил одного золотого клоуна и трех серебряных. Он единственный цирковой артист в мире, у которого четыре подобные награды. Семейство Тони долгое время предоставляло для фестиваля в Монте-Карло свой шатер.
Их шоу с тремя аренами, куда одновременно выводят несколько десятков слонов и лошадей, не имеет аналогов. Их трюки в цирковом мире никто повторить не может. Московский цирк Никулина пригласил Тони для участия в шоу «Фантастика!». Программа готовилась год. В феврале часть огромного циркового семейства Тони приехала в Москву, вместе с ними 29 лошадей и 11 тигров. «Слонов мы не взяли,— объясняет Даниэль Тони,— с ними сложно обратно в Евросоюз попасть. Если вывез слона из Европы, обратно его уже не пустят».
В марте Тони должны были уехать. Они дали несколько представлений, и — случился коронавирус. Все шоу отменили.
Цирк Никулина не оставил итальянцев в беде — снял для артистов квартиры и продолжал платить зарплаты.
«Пять месяцев мы уже не выступаем,— говорит Даниэль Тони,— но нам нужно репетировать, кормить животных. Нам нужно видеть их, в конце концов, каждый день. Они же наша семья!» Семейство Тони были единственными цирковыми артистами, которые все суровые месяцы самоизоляции приходили в цирк Никулина и продолжали репетировать. В цирке Никулина им помогли сделать пропуска. Пока в Италии бушевал коронавирус, снежными улицами Москвы семья Тони (в Россию приехали 16 человек) в масках пробиралась к цирку Никулина и распугивала полицейских громкими итальянскими возгласами «Mi piace!».
«Mi piace! Мне нравится Москва,— восклицает Бруно,— такая красивая! И здание цирка! Это поразительно! У нас в Италии нет стационарных цирков. У нас цирковые артисты не хотят оставаться на одном месте. Мы все бродяги.»
Любовь, слоны и Берлинская стена
«Мой прапрапрапрадед Аристе де Тони был архитектором,— рассказывает Бруно,— 140 лет назад он пришел на представление в цирк, увидел там балерину на лошади, влюбился, бросил все и ушел вслед за цирком. Когда у него и прекрасной балерины родился сын, они основали свой цирк — Цирк Тони. Все потомки Аристе цирковые артисты. А нас очень, очень много. Нам пришлось разделиться, так как один цирк нам уже был тесен. Сейчас в Италии пять разных цирков Тони. Но наш самый большой и успешный. Мой прапрадедушка дрессировал лошадей, мой дедушка был директором цирка и «тренером» тигров, мой дядя дрессирует слонов. Мой отец работал с тиграми, носорогами, слонами, лошадьми, верблюдами. Я предпочитаю тигров. Они мне как братья и сестры. Я кормил их из бутылочки молоком, когда они только родились, играл с ними как с котятами. Они жили вместе со мной в трейлере. Я с 14 лет с тиграми».
Дядя Бруно, Даниэль, выбрал слонов. «Слоны живут 60 лет,— говорит он.— И если лошадей и тигров мы часто меняем, то слоны с нами всю мою жизнь. Они действительно часть нашей семьи. Они мои лучшие друзья. Я с семи лет помню, как играл со слонятами. А сейчас они такие же взрослые, как и я. У них чудесный характер, они любят обниматься, они умные. Лошади, например, всегда себе на уме. А вот слоны открытые и честные. Получше некоторых людей. К сожалению, многие, кого я знаю с детства, скорой уйдут. А новых в Европе найти невозможно».
Зоозащитники сейчас, конечно, не дают Тони покоя. Зоозащитники не понимают, как слоны и тигры могут быть частью человеческой семьи. Для тигров у Тони есть бассейн, огромная клетка с песком и игрушки. «В первую очередь мы заботимся о животных,— объясняет Даниэль.— В каждом новом городе первое — это ветеринарный контроль. Когда мы ехали в Россию (3 тысячи километров из Вероны), мы для каждого тигра купили обогреватель. Здесь у вас зимой погода немножко отличается от итальянской».
Тони были окружены животными с рождения. «У нас в ДНК необходимость постоянно путешествовать,— рубит воздух рукой Даниэль,— и привычка быть рядом с животными тоже встроена в гены. Ну если они около тебя, когда ты только учишься ходить… Потом, если их вдруг нет рядом, чувствуешь себя покинутым».
В цирке Тони 120 человек и огромное количество животных. И все вместе это все время передвигается. Тони говорят, что внутри цирка их дом. Они выходят из него на площади Венеции, Флоренции, Парижа или Москвы, но дом всегда рядом. Помогать на арене дети из этого циркового семейства начинают с 10 лет. Даниэль выступал как клоун с семи лет.
Тони везут с собой по миру наивную магию бродячего цирка позапрошлого века.
«За год мы можем посетить 90 городов,— рассказывает Даниэль.— Три дня здесь, два дня там. За один год я менял 25–30 разных школ. И в каждой школе первый день ты рассказываешь всем, почему ты не боишься тигров и как круто дружить со слонами. Учителя в первый день не ведут никаких уроков, а только расспрашивают про цирк. Ты звезда в каждой школе в каждом новом городе. В детстве жизнь кажется чудом, ты вырастаешь и это проходит. Но если ты остаешься в цирке, ощущение чуда не проходит никогда. Мы живем каждым днем, а впереди нас ждут новые города, значит, новые приключения. Мы много гастролировали по Восточной Европе в 70-х. Моя мама сокрушалась, что не достать мяса, фруктов, овощей. А я играл со слонятами. И жизнь была чудом. Иногда, когда только приезжаешь на место, приходится жить какое-то время без света и воды. Или вот без горячей воды. Но это все не имеет значения. Детское ощущение чуда у меня не исчезает».
К России у Тони особое отношение. В 1989 году в Берлине цирковое семейство Тони подружилось с советскими солдатами. Было это так: Берлинская стена пала, и население из восточной части города ринулось в западную. Цирк Тони выступал в западной части. Пришли на выступление и советские солдаты. «Офицер попросил нас сделать билеты подешевле для них,— вспоминает Даниэль,— потому что зарплаты у них были небольшие. Мы стали пускать советских солдат на выступления за символическую плату». В благодарность советские офицеры пригласили семейство Тони к ним в казарму на большое русское застолье. «Мы очень много ели,— говорит Даниэль,— и пили. А потом офицеры показали нам, что такое парад. Очень много солдат ходили строем. Нас это сильно впечатлило. Мы так подружились, что организовали гастроли оркестра Советской армии по Европе. Им очень хотелось путешествовать».
Разговор с тигром
Скоро в цирке Никулина начнутся выступления. И Тони наконец-то выйдут на сцену. Главная звезды шоу — Бруно и его тигры. «Мы привезли розового тигра,— говорит он,— такого тигра в России не было никогда. Кроме того, у меня есть уникальные трюки, которые больше никто в мире не показывает». Бруно демонстрирует маленький белый шрам на ноге. «Ну один раз меня укусили,— говорит он,— но это ерунда. Тигр просто испугался шума. Рядом трактор работал».
Готовил своих тигров к выступлению Бруно полтора года. «Кладешь кусочек мяса на тумбу и выпускаешь тигренка,— рассказывает он,— и так 10 раз в день, каждый день. Тигр автоматически привыкает забираться на тумбу. Еще нанизываю мясо на палку и вожу ею, тигр привыкает следовать за палкой. Каждый день с одним тигром я репетирую не больше 15 минут, чтобы они не соскучились и не устали». У Бруно в команде четыре тигрицы и четыре тигра. У каждого свой характер. «Дарама очень добрая, ей нравится, когда я ее трогаю, обнимаю, говорю ей: "Ты мой котеночек". Она любит, когда я ее целую прямо в морду. Индия к себе никого не подпускает. Если подойти к ней близко, она может напасть. Тигрицы вообще более эмоциональные, чем тигры. Но я люблю их всех. У них у всех интересная, разная душа».
Впервые Бруно вышел на арену с тиграми перед зрителями три года назад. Это было в Неаполе.
«Неаполитанцы очень шумные,— вспоминает укротитель,— такой гвалт подняли. Всех тигров мне перепугали. Они очень нервничали. Но мне удалось их успокоить».
Опасно, по словам Бруно, может быть, когда тигры дерутся или когда они нервничают. В этой ситуации укротитель должен оставаться максимально спокойным. Спокойствие, оказывается, главный принцип отношения с животными. «Если тигр нервничает и укротитель тоже нервничает, то все, fine della commedia,— смеется Бруно.— Уверенность и спокойствие. Когда они переживают, я говорю с ними как с детьми, утешаю их. Отец всегда напоминает мне — ты должен заботиться о животных, проводить с ними много времени, разговаривать с ними, у тебя должен быть с ними контакт. Только так можно жить в цирке».
Своих тигров Бруно никогда не наказывает. В современной европейской системе дрессировки нет насилия: «Когда они еще были котятами и делали что-то опасное, выпускали когти, я говорил им: "Неа!". Теперь мне достаточно даже тихо сказать: "Неа!", и они прекращают делать то, что делали».
Легендарные Тони будут выступать в Москве до января, а потом повезут свою бродячую магию дальше. Если, конечно, границы будут открыты. Москва для Тони уже почти дом.