Спор вокруг Куштау вышел на новый уровень
Чью сторону занял глава Башкирии и полиция
Башкирия стала новой точкой протестной активности на карте России. Там развивается серьезный экологический конфликт. Причиной противостояния властей и жителей стала гора Куштау. Местные считают ее одним из символов республики. Но она очень нужна крупному бизнесу. Что происходит в Башкирии? В материале Аллы Пугачевой.
Куштау — это шихан, одиночный холм в Ишимбайском районе Башкортостана, недалеко от Стерлитамака. Красивая известняковая гора с уникальной флорой и фауной, — одна из главных достопримечательностей края и, как это часто бывает, объект коммерческого интереса. В данном случае — для Башкирской содовой компании, 38% ее акций принадлежат властям.
БСК шихан необходим для производства соды.
В начале августа компания пригнала на гору технику и приступила к вырубке леса. Но быстро стало понятно, что работать не получится, — начались протесты.
«Это часть моей родины, я вырос с этим. Это память о наших предках, это то, что мы оставим после себя. Это наше все, можно сказать», — говорят протестующие.
Экозащитники разбили у подножия Куштау палаточный лагерь: они строили баррикады и блокировали дорогу, вставая живой цепью. Свою акцию протеста в минувшие выходные устроили и сотрудники Башкирской содовой компании: несколько тысяч человек пришли к шихану с плакатами, называли активистов провокаторами и экстремистами, требовали свернуть протест: «Почему я должен страдать, и мои дети должны голодать? Почему они собираются? Я должен голодать? Мне надо кормить семью».
В самой БСК утверждают, что этот конфликт сильно ударит по экономике региона, ведь на предприятии работают больше 10 тыс. человек.
Понимая масштаб проблемы, в ситуацию решил вмешаться глава Башкирии Радий Хабиров.
16 августа он приехал к шихану. Стоя под проливным дождем, Хабиров призывал протестующих успокоиться и предложил им компромисс: «Значит, я предлагаю таким образом, навоевались, все молодцы, все нормально, успокаиваемся. Я предлагаю: все отсюда, с горы, уходят, уходят БСК, уходите вы, я даю слово, что на эту гору никто не зайдет, пока мы не найдем компромиссное решение. Никто не зайдет. У меня просьба: выберите сами ваших старших, и пусть они завтра ко мне приезжают, и будем разговаривать».
Снизить градус напряжения Хабирову удалось, но ненадолго. Техника БСК действительно стала уезжать от Куштау, но обещанной встречи с лидерами экозащитников в оговоренное время так и не случилось. Господин Хабиров заявил, что ему стали ставить неприемлемые условия, в частности участие в дискуссии членов движения «Башкорт» — это организация в Башкирии признана экстремистской.
Вечером 17 августа Хабиров пригласил на обсуждение проблемы Куштау некоторых активистов и представителей СПЧ. Но защитники шихана считают это уловкой: «Это провокация, наших там никого нет, это я могу гарантировать 100%. Он обещал именно с нами встретиться, назначил в четыре часа встречу. Но потом взял и отменил, потому что наши начали бы высказывать свои мнения, а там именно подставные люди, которые будут уже с ним согласны. Лагерь у нас остался, мы никуда не пойдем, пока не будет конкретного ответа, что не будут трогать гору».
Очевидцы и участники столкновений у Куштау также требуют отставки главы районной администрации Ишимбая Азамата Абдрахманова. Он был в числе людей, громивших палаточный лагерь. Глава Башкирии уже дважды заявил, что не готов снимать его с должности, для этого должны быть веские основания: например, видео, на котором Абдрахманов избивает людей и рушит лагерь.
Протесты вокруг Куштау уже становятся проблемой федерального масштаба. За сохранение шихана публично высказались юморист Максим Галкин, лидер группы ДДТ Юрий Шевчук и рэпер Face.
Сейчас продолжаются судебные разбирательства в отношении участников столкновений с ОМОНом и Росгвардией. Больше 30 человек уже были арестованы на разные сроки (от трех до 15-ти суток). 18 авугста будут рассмотрены еще несколько административных дел. Прокуратура Башкирии начала проверку из-за конфликта на Куштау.