Большой дворцовый переворот
Париж возводит временный Гран-Пале
В Париже на Марсовом поле начато строительство Grand Palais Ephemere — временной замены одного из главных выставочных залов Франции Гран-Пале, который в декабре закроется на реконструкцию до 2024 года. Потом временный дворец, спроектированный архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом, должен исчезнуть, но корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов помнит, что нет ничего более постоянного, чем временное.
Гран-Пале (Grand Palais, Большой дворец) был построен в качестве павильона Всемирной выставки 1900 года. Самая эффектная его часть, знакомая по множеству фотографий,— большой неф под стеклянной крышей и куполом 45-метровой высоты. Этот аквариум в 380 тыс. куб. м воздуха всегда доверху наполнен солнечным светом. На Всемирной выставке Гран-Пале послужил павильоном французского искусства и с тех пор регулярно принимал художественные салоны, экспозиции, конгрессы и коммерческие ярмарки. Дворец побывал госпиталем во время Первой мировой войны и гаражом во время Второй, в нем устраивали и кавалерийские манежи, и футбольные поля.
В нынешнем веке его использовали для самых главных художественных и модных событий. Именно здесь проводила свои мегаломанские показы марка Chanel, раз в год здесь проходил международный чемпионат по конкуру Le Saut Hermes, который патронирует другая знаменитая французская марка. Под общей стеклянной крышей объединялись на ярмарку FIAC галереи современного искусства, а антикварные галереи — на Парижскую биеннале. Салон старинной книги, Art Paris, Paris Photo — все они квартировали в Гран-Пале.
Помимо главного нефа в Гран-Пале есть еще несколько выставочных залов музейного размаха, где показывали и Гойю, и Тулуз-Лотрека, и Хокусая, и даже советское искусство от Ленина до Сталина. А к художественному дворцу примыкает еще и Дворец открытий — музей, популяризирующий историю науки. Ничего подобного этому экспозиционному левиафану в центре Парижа, имеющему от 72 тыс. до 77 тыс. свободных квадратных метров выставочных площадей, нет. Меж тем только в 2000 году здание признали памятником архитектуры, гарантировав ему спокойную старость. До этого отцы города не раз готовы были на него покуситься, вспомним хотя бы предложение Ле Корбюзье в 1961-м выстроить на месте Гран-Пале новый Музей искусства ХХ века.
За 120 лет активной жизни здание устало, ремонты не прекращаются с 2000-х годов. Реставраторы борются за жизнь стеклянной кровли, за прочность фундаментов, съезжающих к набережной, за десятки раз перестеленные полы, за чугунный декор, за первоначальную планировку, изуродованную веком приспособлений. Гран-Пале будет закрыт с декабря этого года и вплоть до 2024 года, когда он временно станет одним из спортивных залов парижской Олимпиады. Авторы проекта, архитектурное агентство LAN (Local Architecture Network), планируют полностью изменить сам тип здания, сделав его не только более удобным и соответствующим сегодняшним нормам безопасности, но и более доступным, открытым городу. Реконструкция обойдётся в €466 млн., в первых рядах спонсоров, конечно же,— Chanel, которая дала €25 млн. «Когда мы выступаем в качестве меценатов в Гран-Пале, мы думаем о культуре и заботимся о себе. Для нас это ещё и гарантия, что завтра мы сможем продолжать устраивать там наши дефиле»,— сказал корреспонденту “Ъ” директор моды Chanel Брюно Павловски.
Именно на то время, пока историческое здание будет закрыто, строится новый временный Большой дворец, Grand Palais Ephemere, пусть не такой большой, всего 10 тыс. кв. м выставочных площадей. Архитектор Жан-Мишель Вильмотт расположил его при входе на Марсово поле прямо напротив Военной школы. «Новое здание в плане напоминает крест. Один неф смотрит на Эйфелеву башню, другой — на аллеи Марсова поля. Два пересекающихся объема имеют деревянное арочное покрытие,— поясняет нам Жан-Мишель Вильмотт.— Опоры из дерева напоминают главную арку Эйфелевой башни».
Временный Гран-Пале на Марсовом поле должен открыться в начале 2021 года и в течение четырех лет будет принимать все выставки, салоны и состязания, которые были намечены к проведению в историческом здании. В 2024-м и он станет одним из спортивных залов Олимпиады, а потом обязан исчезнуть. Только с этим условием окрестные жители и мэрия 7-го парижского департамента дали согласие на его установку. «Нам было сложно получить все разрешения от соседей, нам нужно было обещать им, что стройка не повредит их комфорту, что мы не будем очень шуметь и не испортим им прогулки на Марсовом поле»,— объясняет Вильмотт.
Он хорошо знает все сложности участка. С 2000 года на этом месте находился павильон «Стена мира», которую он возвел вместе с художницей Кларой Альтер. Павильон придумали для того, чтобы люди обменивались здесь словами мира, но с тех пор добрыми и нежными посланиями чаще перекидываются в «Фейсбуке». Со «Стеной» воевали и мэрия, и хулиганы, которые с удовольствием били стекла с надписями «Мир» на десятках языков, в том числе арабском, русском и иврите. Памятник демонтировали и обещают перенести куда-нибудь по соседству. «Стену мира» строили на четыре месяца, и в результате она простояла 20 лет. Вполне возможно, что и временный дворец не исчезнет с карты Парижа, как не исчез и Гран-Пале постоянный, который 120 лет назад тоже считали временным.