Рафик Харири остался недоказуемо убиенным
Суд в Гааге не смог обвинить «Хезболлу» и Дамаск в убийстве экс-премьера Ливана
13 лет понадобилось Специальному трибуналу ООН (СТЛ), чтобы вынести приговор по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Председатель трибунала не исключил, что у Сирии и шиитского движения «Хезболла» могли быть причины для организации убийства, однако прямых доказательств этому найти не удалось. Трое из четырех членов «Хезболлы», проходящие по делу об убийстве в качестве подозреваемых, были оправданы в связи с недостатком улик. В Ливане опасаются, что решение трибунала может еще больше усугубить политический кризис в стране. Вердикт был оглашен в тот момент, когда значительная часть ливанцев требует международного расследования нового преступления, совершенного в стране. Теперь речь идет о взрывах в порту Бейрута.
Специальный трибунал ООН по Ливану признал невиновными трех из четырех членов шиитского движения «Хезболла», проходящих в качестве подозреваемых по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. «Обвинение подтвердило вину Салима Джамиля Айяша по всем предъявленными пунктам»,— заявил председатель трибунала Дэвид Ре. Речь идет об обвинениях в заговоре с целью осуществления теракта, его реализации с использованием взрывчатых веществ, умышленном убийстве Рафика Харири, а также убийстве еще 21 человека и попытке убийства еще 226.
Суд признал, что Салим Джамиль Айяш действовал не один, однако трое других членов «Хезболлы» были оправданы за недостаточностью улик.
СТЛ также не смог установить личность смертника, который привел в действие бомбу на пути Рафика Харири. Известно только, что ему было около 20 лет. Приговор Аяйшу будет вынесен через месяц. Это время обвинение и защита могут использовать для обжалования вердикта. Суд проходил в отсутствие обвиняемых, так как с самого начала учреждения трибунала в 2007 году лидер «Хезболлы» отказался сотрудничать с международным следствием.
Важнейшим заявлением трибунала стали слова об отсутствии доказательств причастности к убийству Рафика Харири руководства Сирии и «Хезболлы». «Судебная палата считает, что у Сирии и "Хезболлы" могли быть мотивы для убийства Харири и некоторых его политических союзников. Однако не было доказательств того, что руководство "Хезболлы" было причастно к убийству Харири, и не было прямых доказательств причастности Сирии к этому»,— заявил Дэвид Ре.
В то же время господин Ре отметил, что убийство произошло не в политическом вакууме и надо учитывать обстоятельства, которые были в стране на тот момент.
Рафик Харири дважды занимал пост премьер-министра Ливана (1992-1998 и 2000-2004 годы). После ухода в отставку он возглавил оппозицию, требовавшую положить конец тридцатилетнему присутствию в стране сирийских военных и спецслужб. Дамаск ввел войска в Ливан во время гражданской войны, постепенно установив контроль над политической системой соседней страны. Сотни ливанцев оказались в тюрьме и пропали без вести. Однако были в Ливане и те, кто считал сирийское присутствие стабилизирующим фактором.
14 февраля 2005 года на пути кортежа господина Харири вдоль набережной Бейрута взорвалась заминированная машина. Вместе с ним погиб еще 21 человек, 226 получили ранения. Сторонники Рафика Харири обвинили в организации убийства Сирию. Тысячи людей вышли на улицу, требуя ухода сирийцев из Ливана. Вслед за антисирийскими демонстрациями начались массовые акции поддержки Дамаска. В ходе последних ведущую роль играли сторонники «Хезболлы». В конце апреля 2005 года сирийские войска покинули Ливан. Однако это не улучшило политическую ситуацию.
В 2005-2006 году в Ливане заговорили об угрозе новой гражданской войны, последовала серия политических убийств и покушений. На этом фоне Дамаск столкнулся с угрозой санкций, так как международная комиссия, сформированная после убийства Рафика Харири, не сомневалась в причастности Сирии. Спасла сирийское руководство Москва.
В результате дебатов Совбез ООН учредил в 2007 году Специальный трибунал по Ливану. Он должен расследовать не только дело Харири, но и другие связанные с ним преступления.
В августе 2011 года трибунал выдал международные ордера на арест лидеров вооруженного крыла «Хезболлы» — Мустафы Амина Бадреддина, подозреваемого в общем руководстве организации убийства Рафика Харири, «координатора команды, отвечавшей за реализацию плана» Салима Джамаля Айаша, а также Хусейна Хасана Онейси и Асада Хасана Сабры, которые занимались подготовкой теракта и его «информационным прикрытием». В октябре 2013 года обвинения в планировании взрыва были предъявлены еще одному члену «Хезболлы» — Хасану Хабибу Мерхи. В мае 2016 года Мустафа Бадреддин погиб в Сирии, дело в отношении него было закрыто. Оглашение вердикта должно было состояться еще 7 августа, но было перенесено из-за взрывов в порту Бейрута. Заседание СТЛ началось с минуты молчания в память погибших.
В Ливане заранее опасались, что вынесение приговора еще больше дестабилизирует и без того непростую ситуацию в стране, усилив раскол между различными политическими лагерями. В Бейруте были усилены меры безопасности в ожидании демонстраций. Хасан Диаб, после взрывов в порту подавший в отставку с поста премьер-министра Ливана, заявил: решение трибунала может быть использовано некоторыми силами как предлог для разжигания междоусобицы в Ливане.
В минувшую пятницу лидер «Хезболлы» Хасан Насралла в своем традиционном выступлении специально подчеркнул, что его не беспокоит судебный процесс, и, если кто-либо из членов «Хезболлы» будет признан виновным, он подтвердит их невиновность.
Сын Рафика Харири Саад, который после смерти отца сам несколько раз становился премьер-министром Ливана и сейчас возглавляет оппозиционное движение «Мустакбаль», еще до вынесения приговора заявил, что не жаждет мести, но справедливость должна восторжествовать.
Саад Харири лично присутствовал на оглашении вердикта трибунала в Гааге. «Суд вынес решение, и мы от имени семьи мученика премьер-министра Рафика Харири и от имени всех семей мучеников и жертв принимаем решение суда и хотим, чтобы справедливость восторжествовала, чтобы преступники предстали перед правосудием»,— сказал он, выйдя к журналистам после завершения заседания.
Саад Харири обратился к «Хезболле» с призывом «принести жертву» и предать убийц его отца правосудию.
По его словам, ливанцы больше не примут, «чтобы их родина стала прибежищем убийц». «Я не успокоюсь, пока они не будут преданы правосудию и не будет совершено возмездие»,— подчеркнул Саад Харири. И добавил, что на «сторону, которая укрывает преступников, ляжет политическая, моральная и судебная ответственность».
Саад Харири также воспользовался случаем и повторил свое требование провести международное расследование взрывов в порту Бейрута. Часть политических сил Ливана согласна с его позицией, в то время как президент страны Мишель Аун выступил против такого развития событий. Он также заявил, что слухи о возможной вине «Хезболлы» за взрывы не имеют под собой никаких оснований. «Подобные тяжелые происшествия зажигают души и воображение. Мы знаем, что у "Хезболлы" нет складов оружия в порту. Однако и этот след будет изучен»,— сказал он в интервью итальянской газете Corriere della Sera.
Президент Аун пообещал провести честное расследование местными силами. Протесты в Ливане с требованием перемен в политической жизни страны продолжаются уже две недели. В результате правительство Диаба ушло в отставку. Политические консультации по выбору нового премьер-министра пока не увенчались успехом. Один из вероятных претендентов на этот пост — Саад Харири, который лишь в октябре прошлого года покинул правительство под давлением народных протестов. Напряженность вокруг дела об убийстве его отца и давление на «Хезболлу» могут осложнить достижение компромисса среди ливанских политиков.