Александр Лукашенко ушел в монолог

Вместо переговоров с оппозицией он ведет разговоры с телезрителями

Ситуация в Белоруссии, похоже, зашла в тупик: противники Александра Лукашенко продолжают уличные акции и забастовки, но их эффективность с каждым днем вызывает все больше сомнений. Выходом из кризиса могли бы стать переговоры между сторонами конфликта. Однако господин Лукашенко во вторник назвал членов Координационного совета оппозиции «откровенными нацистами», которые при этом хотят разрушить отношения Минска с Москвой, так что вести с ними дискуссии он не намерен. Свой вклад пытаются внести и международные игроки — но и желания их слушать Александр Лукашенко пока не демонстрирует. В таких условиях роль посредника может сыграть президент РФ Владимир Путин. Поговорив во вторник с лидерами ФРГ и Франции, а также главой Евросовета, он передал их позицию белорусскому лидеру. И тот выслушал то, что ему хотели сказать.

Последние данные по протестам в Белоруссии

Смотреть

«Мы все одинаково боялись»

Акция противников Александра Лукашенко возле здания Белтелерадиокомпании (БТРК) продолжается с воскресенья. Тогда они требовали от сотрудников гостелеканалов «показывать правду»: рассказать согражданам о нарушениях на выборах и насилии силовиков. После того как часть сотрудников объявили о забастовке, во вторник протестующие снова пришли к телецентру — благодарить бастующих. Полиция оцепила здание, поэтому братания народа с журналистами не произошло. Примерно 40 сотрудников БТРК стояли у проходной своего здания, через дорогу их подбадривали 300 протестующих. В толпе еще встречались люди с плакатами «Диарея-ТВ» и «Покажи Окрестину!» (имеется в виду изолятор на улице Окрестина, куда свозили задержанных на акциях.— “Ъ”), но в целом настроение было благожелательным. «Молодцы!» — скандировали 300 человек. «Спасибо!» — хором отвечали им бастующие.

«Я сама работаю на заводе и вообще-то не смотрю наше телевидение, потому что там нечего смотреть, там не говорят правду,— сказала корреспонденту “Ъ” девушка, обмотанная бело-красно-белым флагом.— Сюжеты про успехи колхозов давно надоели. Но я пришла поддержать тех, кто все-таки решился говорить правду». На вопрос “Ъ”, нет ли у нее негативных чувств к тем журналистам, которые годами работали на государство, она ответила:

«Мы все жили эти годы при одном режиме, мы все одинаково боялись. Я сама сейчас очень боюсь, что из-за разговора с вами у меня будут проблемы. Не мне их осуждать».

Сотрудник БТРК, представившийся как Денис, в беседе с “Ъ” грустно констатировал, что «из 1400 сотрудников компании вышли бастовать пока 40 человек — и практически никто из них и так не имел отношения к пропаганде». По его словам, протестовать решились пока только «рекламщики, технические сотрудники, те, кто делают передачи о культуре».

Если в понедельник последствия волнений БТРК еще были заметны (например, вместо речи Александра Лукашенко на Минском заводе колесных тягачей показывали воскресный эфир), то во вторник по телевидению вновь стали показывать то, что нужно власти. Например, сюжеты о провокациях, якобы готовившихся оппозицией.

Ваш браузер не поддерживает видео

На стачку нужны деньги

Продолжаются забастовки и на заводах, хотя сами оппозиционеры признают, что вечно идти они не смогут. «МТЗ (Минский тракторный завод.— “Ъ”) начинает колебаться насчет идеи общенациональной забастовки. Мерзкие идеологи начали рассылать угрозы об увольнении работникам. Заявляют, что бастующих меньшинство»,— сообщил утром во вторник Telegram-канал Nexta Live, координирующий протесты. Авторы также призвали своих сторонников приехать к заводу и подбодрить рабочих. «С каждым днем должно выходить на стачку все больше, а сейчас происходит немножко наоборот»,— посетовал член Координационного совета оппозиции, координатор забастовки на МТЗ Сергей Дылевский. Он, по всей вероятности, имел в виду не столько моральную, сколько материальную поддержку. Напомним, что оппозиция неоднократно обещала выделить бастующим работникам деньги из специальных фондов, но этот процесс еще не налажен.

«Люди пока не готовы переходить к организованной борьбе,— сожалеет еще один член Координационного совета, Александр Ярошук из Белорусского конгресса демократических профсоюзов.— Мы ездили на МАЗ, к телецентру, общались с людьми. Мы объясняли, что сейчас наступил этап, когда недостаточно просто заявить о забастовке, просто пару раз не выйти на работу». Господин Ярошук считает, что теперь протестующие должны создавать на своих предприятиях стачечные комитеты, лидеры которых сформируют республиканский стачком, и эта структура сможет ставить реальные ультиматумы действующей власти.

В качестве положительного примера господин Ярошук привел ситуацию на «Беларуськалии»: «Там люди реально бастуют, но сколько они продержатся без поддержки остальных — это вопрос».

Лидером среди государственных ведомств по числу сотрудников, поддержавших протесты, остается МИД Белоруссии — открыто выступивших против Александра Лукашенко высокопоставленных дипломатов уже как минимум шестеро. Поэтому рядом с МИДом тоже прошла акция поддержки под названием «Макей, не робей» — с намеком на то, что дипломаты все смелее выражают свое недовольство выборами, а сам министр Владимир Макей — молчит.

При этом в ведомстве бунтари не остаются. Так, бывшему временному поверенному в делах в Швейцарии Павлу Мацукевичу не дали подписать новый договор. «После того как в июне закончилась моя командировка в Швейцарию, меня собирались назначить начальником аналитико-прогнозного отдела. Я пришел на работу в понедельник, но формально назначения еще не было — оставалось поставить одну подпись. А во вторник мне позвонили и предложили забрать трудовую»,— рассказал “Ъ” господин Мацукевич. «То, что сейчас происходит, очень сильно отбрасывает нас назад: снова санкции, снова станем страной-изгоем»,— считает Павел Мацукевич. Однако и об оппозиции он высказывается с недоверием, потому что ее лидеры «находятся за границей и не рискуют ничем, кроме славы». Предложения вступить в Координационный совет, который был создан провозгласившей себя победительницей выборов Светланой Тихановской, ему не поступало.

Из Берлина в Минск через Москву

В среду Координационный совет соберется на первое заседание, чтобы избрать президиум и председателя. При этом состав участников продолжает расширяться — по плану, он должен достигнуть 70 человек. Эта структура, согласно задумке оппозиционеров, будет вести переговоры с нынешним правительством о трансфере власти.

Кто вошел в координационный совет белорусской оппозиции

Смотреть

Однако Александр Лукашенко уже сделал заявление, из которого ясно: на переговоры он идти не намерен. «Там бывшие, обиженные, которые когда-то походили во власти, и откровенно отвязанные нацисты», — сказал он во вторник. При этом цели у новой структуры, по мнению действующего президента, совсем не мирные: «Это попытка убаюкать власть, и особенно силовые структуры».

«Я не диктатор — это 100%»

Противоречивые мысли и взгляды президента Белоруссии Александра Лукашенко

Смотреть

Господин Лукашенко также раскритиковал программу оппозиционного штаба, делая упор на внешнеполитических пунктах. Среди них он назвал выход из Союзного государства, Евразийского экономического союза, Организации договора о коллективной безопасности и «других интеграционных образований, где доминирует Россия», «введение пограничного и таможенного контроля на границе с Россией», «запрет продажи российским компаниям объектов белорусской инфраструктуры», а также начало вещания в стране телеканалов Латвии, Литвы, Польши и Украины с одновременным запретом российских.

Во вторник на первой пресс-конференции Координационного совета юрист Максим Знак заявил “Ъ”: опасения Александра Лукашенко не имеют под собой оснований. «Как только услышали про программу в телевизоре, я проверил на сайте газеты “Звязда” — программа Светланы Тихановской опубликована там. Ее можно открыть и почитать. Там нет ничего из того, что ей приписывается»,— утверждает он. В том, что белорусско-российским связям ничто не грозит, уверен и уволенный на днях гендиректор Национального академического театра имени Янки Купалы, а еще раньше — министр культуры Белоруссии Павел Латушко: «50% нашего экспорта — это Россия, ключевые ресурсы мы получаем оттуда. Иметь самые добрые отношения с Россией — это абсолютно прагматично». Однако, по словам господина Латушко, не в меньшей степени Минск заинтересован в том, чтобы иметь «великолепные отношения с ЕС».

Обсуждение ситуации в Белоруссии внешними игроками ведется все более активно, при этом страны Европы пытаются наладить диалог не только с самим Минском, но и с Москвой. Так, 18 августа президент России Владимир Путин поговорил по очереди с тремя европейскими политиками: президентом Франции Эмманюэлем Макроном, канцлером Германии Ангелой Меркель и председателем Евросовета Шарлем Мишелем. «При обсуждении обострившейся ситуации в Белоруссии Владимир Путин подчеркнул недопустимость вмешательства во внутренние дела республики и оказания давления на белорусское руководство»,— сообщила пресс-служба Кремля. В свою очередь, Ангела Меркель выступила с рядом тезисов, которые обычно бывают адресованы российской стороне. «Я вновь подчеркнула, что право на свободу слова, собраний должно соблюдаться, политзаключенные должны быть освобождены, и должен состояться национальный диалог»,— рассказала госпожа канцлер по итогам переговоров о белорусском кризисе.

Расчет на обращение к Владимиру Путину в итоге сработал: ближе к вечеру президент РФ выступил в роли посредника, чего, похоже, и добивалась Ангела Меркель. Он позвонил Александру Лукашенко и проинформировал его о своих контактах с канцлером ФРГ и президентом Франции. Сам господин Лукашенко после начала кризиса ни с одним западным лидером не общался.

Кирилл Кривошеев; Александр Черных, Минск

Фотогалерея

10 дней, которые потрясли Минск

Смотреть

Вся лента