Лондонский суд не оценил «креатив» А1
Какими могут быть последствия кампании по поиску активов экс-совладельца Внешпромбанка
Судья в Лондоне посчитала «ненормальными» действия компании A1, которая представляет интересы Агентства по страхованию вкладов и ищет активы бывшего совладельца Внешпромбанка за рубежом не самыми стандартными способами. В А1 же говорят, что их кампания успешна, и благодаря ей им удалось найти несколько ценных активов Беджамова. Всего АСВ пытается взыскать с россиянина больше $1,5 млрд за нанесенный банку ущерб. Что не так с этой кампанией, по версии лондонского суда, и как это повлияет на процесс? Подробности — в материале Ильи Сизова и Яны Пашаевой.
Компания А1 не раз привлекала внимание СМИ своим креативом при поиске активов беглого банкира. Например, год назад она разместила объявления на экранах аэропортов Шереметьево и Внуково, в которых предлагала вознаграждение за любую информацию об имуществе Георгия Беджамова. И если в Москве такая акция никого не смутила, то в Лондоне при проведении похожей кампании возникли вопросы, Беджамов предположительно скрывается именно там.
В декабре по району Найтсбридж, где, как считается, проживает бизнесмен, начал курсировать автомобиль, на котором был закреплен гигантский баннер с его фотографией. В объявлении также говорилось, что те, кто расскажет об активах Беджамова, может на этом заработать. Аналогичная реклама появилась на страницах газет Evening Standard и City A.M. На эти действия банкир и пожаловался в суд Лондона, подав иск против А1. Судья, по данным РБК, согласилась и назвала напор ответчика чрезмерным. В А1 же считают свои методы законными. Беджамов под любыми предлогами пытается остановить поиск активов, объясняет член правления А1 Кирилл Бабаев:
«Придумываются различного рода искусственные юридические зацепки с тем, чтобы каким-то образом либо задержать расследование, либо перейти в юридическую контратаку, использовать английскую судебную систему для этого.
В принципе, это ровным счетом ни на что не влияет, и Агентство по страхованию вкладов, и А1, действующая в сотрудничестве с ним, продолжают поиск активов Беджамова по всему миру и возврат незаконно вывезенных им средств кредиторам банка».
Беглого банкира можно понять: все его имущество, о котором известно общественности, уже арестовано. Это виллы в Италии и Франции, треть акций в пятизвездочном отеле в Швейцарии и недвижимость в элитном районе Лондона. В мае прошлого года он жаловался суду, что ему уже не хватает денег даже на банальные бытовые расходы — услуги парикмахера, консьержа или посещение гольф-клуба. Речь шла о сумме в 10 тыс. фунтов в неделю, и жить на это «чрезвычайно сложно», утверждал россиянин.
Партнер BMS Law Firm Денис Фролов считает, что Беджамов может незначительно поправить свое финансовое положение, потребовав компенсацию от А1 за рекламные кампании, но воспрепятствовать аресту активов ему не удастся: «Та степень агрессии, которая была продемонстрирована в деле бывшего владельца Внешпромбанка, выходит за рамки привычной ситуации. Повлиять это сильно на сам процесс, я думаю, вряд ли сможет, тем более запретить А1 искать активы, но делать это в столь агрессивной форме вряд ли им разрешат.
И с учетом того, что с агрессивной рекламной кампанией согласился судья, у Георгия Беджамова есть право потребовать возмещения репутационных и моральных потерь».
В A1 же не намерены менять тактику и утверждают, что их кампания дала результаты. Так, в июне благодаря тайным информаторам, откликнувшимся на их объявления, они обнаружили еще один актив у Беджамова — это здание на Лубянке за более чем 460 млн руб., и его уже арестовали.
Накануне стало известно, что претензии к Георгию Беджамову есть и у Лихтенштейна. Прокуратура страны заподозрила бывшего владельца Внешпромбанка в отмывании денег. Речь идет о сумме в $140 млн на его счетах в банках Лихтенштейна и Швейцарии. Деньги переводились из России, в том числе от Федерации бобслея. Другие детали не раскрываются, но эксперты не исключают, что таким образом выводились средства из Внешпромбанка.