Россия подошла к конфликту с осторожностью
Как Москва собирается отстаивать интересы официального Минска
Кремль впервые прокомментировал итоги белорусских выборов. Практически в то же время Лукашенко сделал несколько жестких заявлений и потребовал от МВД не допускать беспорядков. Пресс-секретарь российского президента назвал недопустимым вмешательство в дела республики. Хотя, по его словам, примеры такого влияния со стороны других стран были.
Отвечая на вопрос “Ъ FM”, Дмитрий Песков также сообщил, что сейчас ни Россия, ни Белоруссия не видят необходимости в военной помощи со стороны Москвы: «Белоруссия — это наше союзное государство и братская нам страна. И белорусский народ — братский нам народ. Мы относимся ко всему, что происходит в Белоруссии как к внутреннему делу этой страны.
Мы считаем, что все должны делать все необходимое для того, чтобы были созданы условия для сохранения ситуации в рамках правового поля, в котором мог бы осуществляться необходимый диалог.
И, конечно, мы считаем, что в нынешней ситуации главное, чтобы не было никакого влияния извне, никакого вмешательства извне в то, что сейчас происходит в Белоруссии. Мы с сожалением констатируем, что попытки такого вмешательства, к сожалению, имеют место. Сами считаем такое вмешательство недопустимым.
Добавлю, что российская военная техника находится на территории Российской Федерации. А что касается договора о коллективной безопасности, договора о союзном государстве, там действительно предусмотрен ряд обязательств сторон по взаимопомощи, но сейчас нет такой потребности, и, собственно, белорусское руководство само признало, что такой потребности сейчас нет».
Практически одновременно с Кремлем президентские выборы в Белоруссии прокомментировал и глава российского МИДа Сергей Лавров. Он выразил надежду, что белорусский народ сможет сам разобраться в сложившейся ситуации.
Александр Лукашенко в среду собрал заседание Совета Безопасности. Во время встречи он заявил, что в Минске «не должно быть больше никаких беспорядков. Люди устали, люди требуют мира и тишины».
Кроме того, Лукашенко пригрозил увольнениями бастующим рабочим, и поручил белорусскому КГБ выявить организаторов так называемых уличных беспорядков.
Также Лукашенко сравнил представителей оппозиции с «черносотенцами», а протестующих у заводов назвал «агрессивной толпой», с которой пообещал разобраться: «Угрозы и атаки — это тоже нас беспокоит. Рабочих заводов и фабрик, руководителей предприятий перед и после рабочего дня пропускают на проходной через коридор агрессивной толпы как гестапо. Я просто хочу сказать рабочим, выразить им большую благодарность и попросить, чтобы они не прятали глаза в асфальт. А с этими митингующими, которые вас встречают на проходной, мы разберемся.
Создана так называемая черная сотня для приема-передачи власти. Так называемый штаб оппозиции. Там уже выстроились в очереди и делят портфели. Я хочу сказать, уважаемые черносотенцы, в стране нет такого количества портфелей, сколько вас стоит в очереди. Метлы и лопаты у нас есть. Мы обеспечим. Повторно хочу напомнить: создание альтернативных, параллельных и прочих органов, тех же сотен, с целью захвата власти карается законом».
Москва по-прежнему очень осторожно комментирует обстановку в соседней республике, говорит политолог, эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец. Вероятно, это связано со страхом испортить отношения с официальным Минском: «Россия по-прежнему занимает нейтральную позицию, как я вижу. Я не совсем согласен с тем, что белорусские власти какой-то диалог с кем-то ведут. Лукашенко никакой диалог ни с кем не ведет и вести не собирается. Его риторика сегодняшняя как раз направлена на то, чтобы доказать, что он все контролирует. Угрозы уже начали звучать, что со всеми разберемся. То есть Лукашенко принялся за старое. Он рассчитывает сейчас протесты и забастовки остановить, а после этого повторить в Белоруссии 1937 год.
Но ситуация совершенно очевидная. В рамках союзного государства никто не хочет портить отношения с официальным Минском. Россия ведь не вмешивается. Лукашенко три месяца подряд обвинял Москву в том, что она вмешивается в выборы президентские, а сейчас он риторику поменял уже, говорит, что еще Запад, оказывается, вмешивается в белорусскую ситуацию. Хотя только белорусские граждане и белорусское руководство должны все вместе найти консенсус для решения этого сложнейшего политического кризиса».
В среду в Минске проходит 11 день протестов. Но многие акции не состоялись — людей, которые пытались собраться, разгонял ОМОН, нескольких человек задержали. Александр Лукашенко начал действовать жестче, но это не значит, что его противостояние с оппозицией подходит к концу, считает президент холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко: «Россия традиционно придерживается нескольких принципов. Первое — невмешательство во внутренние дела других стран. Второе — работать всегда с действующей властью. И третье — заинтересованность, сохранение интеграционных отношений с Беларусью. Это такой национальный приоритет, который важнее, чем отношения лично с Лукашенко или с любым другим лидером Белоруссии, если он появится. Теперь что касается того, что внутри Белоруссии. Лукашенко пытается перейти в контрнаступление. Вчера они провели очередной большой митинг в его поддержку, теперь уже в Могилеве. Сейчас Лукашенко исходит из той идеи, что протест начал выдыхаться, и нужно начать действовать жесткими методами с использованием силовиков.
В то же время я не считаю, что Москва отдает Лукашенко ситуацию полностью на откуп. Я думаю, что, конечно же, Москва дает Лукашенко возможность попытаться справиться своими силами. Но в то же время мы видим очень четкую отстройку, Лукашенко говорит: “Мне обещали любую поддержку”. Российские власти говорят: “Да, в случае военной агрессии против Белоруссии, да, у нас есть обязательства в рамках договора о коллективной безопасности, то есть на самом деле тут важны эти нюансы”.
Конечно, Лукашенко попытается завернуть гайки, а вот получится ли у него, — это большой вопрос.
Ничего еще не закончилось. Партия еще не сыграна. Ситуация сейчас как минимум 50 на 50. А в целом все равно, вне зависимости от того, как закончится этот этап противостояния, та модель, которую выстроил Лукашенко, что за российские деньги мы будем строить антироссийский режим, закончила свое существование, она не воспроизводима».
У белорусских протестов нет официального координатора, но информацию о том, где и когда будут проходить демонстрации, публикует Telegram-канал Nехта. 18 августа там написали, что протестующим стоит отдохнуть до выходных и не выходить на акции. Но после того, как в Минске начались задержания, там призвали людей собраться возле здания МВД в среду вечером и требовать освобождения политзаключенных.