Вокзал в Токсово переводят на запасной путь
Структура РЖД расторгла контракт на снос исторического здания в Ленобласти
АО «РЖДстрой» (входит в РЖД) без указания причин расторгло контракт с подрядчиком, который должен был снести железнодорожный вокзал станции Токсово и построить на его месте новый. Против демонтажа здания 1917 года постройки выступают градозащитники, которые требуют признать его объектом культурного наследия (ОКН). Власти Ленобласти полагают, что вероятность включения вокзала в реестр ОКН невысока.
Информация о расторжении договора с победителем конкурса по выполнению реконструкции железнодорожного вокзала в Токсово, ООО «ПСК Содружество», появилась на сайте госзакупок. Причины не уточняются. Подрядчик должен был снести здание, построить на его месте новое и благоустроить территорию. Заказчиком выступало АО «РЖДстрой». В «ПСК Содружество» не смогли оперативно прокомментировать “Ъ” ситуацию, в РЖД (Октябрьской железной дороге) не ответили на запрос.
Здание вокзала в Токсово было построено в 1917 году по проекту финского архитектора Урхо Пяллия в стиле северный модерн. Изначально оно было бревенчатым с наружной декоративной обшивкой вагонкой и скатной металлической фальцевой кровлей сложной формы, следует из данных технического задания. В 2008 году в здании был произведен капитальный ремонт, в ходе которого его художественная ценность была утрачена, говорится в документе. Реконструкция должна была выполняться с «максимальным сохранением внешнего вида, соответствующего проекту 1917 года в части габаритов здания, внутренних конструктивных элементов и декоративных элементов отделки фасадов». ОКН оно не является.
Начальная цена реконструкции вокзала в Токсово составляла почти 75,9 млн рублей. На конкурс заявились три участника, ООО «ПСК Содружество» предложило произвести работы за 71,9 млн рублей. Контракт с компанией был подписан в конце июля. Обязательства подрядчик должен был выполнить до конца мая 2021 года.
Против сноса здания вокзала выступали градозащитники. Они подчеркивают, что вокзал упоминается в десятках художественных произведений; в нем бывали Александр Грин, Самуил Маршак, Анна Ахматова, Андрей Битов, Евгений Мравинский, Агриппина Ваганова, Даниил Хармс и другие. Активисты напоминают, что во время капремонта вокзал обшили сайдингом, что нанесло серьезный урон его облику. Однако несмотря на это, оригинальный исторический силуэт остался выразительным и здание все еще можно восстановить, считают они. Среди противников сноса вокзала — депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский. Этим летом он направил письмо губернатору Ленобласти Александру Дрозденко и главе РЖД Олегу Белозерову с просьбой пересмотреть планы по его сносу и включить вокзал в реестр ОКН. Парламентарий отмечал, что «снос здания, тесно связанного с историей России и Финляндии, может негативно сказаться на отношениях наших стран».
Как объяснил “Ъ” председатель комитета по культуре Ленинградской области Владимир Цой, вокзал в Токсово все еще не состоит в реестре ОКН. «На мой взгляд, вероятность включения не очень высока, но комиссия рассмотрит этот вопрос»,— сказал он, не уточнив конкретной даты. Он напомнил, что в здании был пожар, что и послужило основной причиной проведения капремонта, но обшивать его тогда сайдингом было не лучшей идеей. Проект, который предлагает сейчас РЖД, прошел государственную историко-культурную экспертизу, подчеркнул господин Цой. Чиновник добавил, что даже если здание обретет статус вновь выявленного ОКН, то у экспертов возникнут сложности с определением предмета охраны. В этом случае можно рассчитывать только на формулировку «объемно-пространственное решение», которая опять сведет все к проекту, подобному тому, который предлагает РЖД, уверен Владимир Цой. Разница будет лишь в том, что монополист предлагает использовать негорючие материалы в рамках выполнения действующих норм пожарной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, объяснил он.
Борис Вишневский сказал, что современные технологии реставрации позволяют восстановить объекты гораздо сложнее, чем вокзал в Токсово: «Подумаешь, обшили сайдингом. Его снять — это работа на день. А если здание горело, то восстановить его не составит никакого труда». Для обеспечения пожарной безопасности в таких случаях применяются специальные растворы, напомнил политик. Приостановка контракта с подрядчиком на демонтаж вокзала может быть обусловлена попыткой избежать протестных настроений перед выборами губернатора Ленобласти, полагает он.