«Восстания привлекали пристальное внимание советских живописцев»
Дмитрий Буткевич — о теме бунтов на картинах художников
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, какие российские восстания и смуты запечатлели художники.
Информационные ленты сейчас полны сообщений о выступлениях в Белоруссии. В связи с этим я решил посмотреть, а какие полотна русских и советских художников описывают различные восстания, бунты, смуты.
Сайт Arzamas предлагает расставить произведения по времени происходивших событий и начинает с бунтов середины 17 столетия — Соляного и Медного. И тот, и другой произошли при Алексее Михайловиче: в первом случае ввели косвенный налог на соль, во втором обесценили медные деньги в сравнении с серебряными. Оба события в 1938 году изобразил бывший передвижник Эрнест Лисснер. Это была «выставка исторических картин» в Третьяковке. Туда же Лисснер добавил и «Чумной бунт при Екатерине II» (это уже конец XVIII века).
Восстание под предводительством Степана Разина (это 1670-1671), естественно, привлекало пристальное внимание советских живописцев, поскольку в государственной историографии Разин выглядел практически народным героем. Так, свои картины представили Гавриил Горелов в 1924-м, Сергей Бузулуков в 1952-м. Хотя, справедливости ради, самым известным образом является произведения Василия Сурикова 1903-1907 годов: Разин, подпершись, сидит на челне и слушает бандуриста.
Следующий по времени крупный бунт датируется 1682 годом — это так называемый Стрелецкий бунт или Хованщина. В результате восстания московских стрельцов к власти пришла фактически царевна Софья Алексеевна.
Эти сюжеты более интересовали передвижников и их окружение. Вспомним оперу Модеста Мусоргского 1872 года, а также полотна Николая Дмитриева-Оренбургского 1862-го или Алексея Корзухина 1882-го.
Но, конечно, самым известным полотном на тему восстания стрельцов является снова монументальное произведение Сурикова «Утро стрелецкой казни», написанное 1881 году. Оно, кстати, повествует о другом стрелецком бунте, также связанном с именем царевны Софьи. Тот произошел в Москве в 1698-м и закончился ликвидацией стрелецких войск и пожизненным заточением Софьи в Новодевичьем монастыре. Так и называется картина другого знаменитого передвижника Ильи Репина, где не покорившаяся опальная царевна стоит, сложив руки на груди.