«В целом ищем возможности, а не причины»
Рестораторы — о восстановлении после пандемии
В Москве становится все меньше ресторанов. Теперь, после пандемии, они составляют меньше половины арендаторов стрит-ритейла. По данным компании Knight Frank, за год число заведений общепита на пешеходных улицах столицы сократилось на шесть процентных пунктов, до 48%. Соответственно, выросло количество вакантных площадей в центре, особенно, на Арбате, рассказала “Ъ FM” директор направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина. В то же время аналитики фиксируют реализацию отложенного спроса. По их данным, выручка работающих заведений достигла 60% от докризисных показателей. “Ъ FM” поговорил со столичными рестораторами и попросил рассказать, получилось ли у них выйти на показатели прошлого года.
Роман Щука, представитель менеджмента сети «Сыроварен» Novikov Group: «Безусловно, люди давно истосковались по ресторанам. Может быть, какая-то часть населения, действительно, еще боится, никуда не ходит. Но по крайней мере в Москве уже все в достаточно свободной форме, и все возвращается в какие-то предыдущие рамки. Мы увеличили расстояние между столами. И, естественно, теряем в количестве посетителей — это так. Но, тем не менее, если люди хотят прийти, они больше бронируют. Усилили, конечно же, доставку. В целом ищем возможности, а не причины».
Сергей Миронов, основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба»: «Совсем неплохо работает Московская область. Многие остались на дачах, никуда не поехали, и они ходят в ресторан. Также неплохо работают так называемые тусовочные места, те же самые Патриаршие пруды. При этом какой-то дикий провал в ресторанах, которые были ориентированы на бизнес-центры, глобально, до 60%. Если брать все рестораны Москвы, среднее падение составляет порядка 40%. Какие-то гости так и не вернулись, и снизился средний чек. Очень много ресторанов сейчас работает в убыток. Мы, конечно, прогнозируем большое количество закрытий. Это будет ближе к Новому году, но вот эта волна закрытий все равно прокатится и будет существенной».
Алексей Петропольский, владелец сети кофеен Take and Wake: «Отложенный спрос какими-то ракетными пусками не характеризуется. Увы, мы даже не вернулись к 70% выручки, которая у нас была в прошлом году в это же время. Люди стали более осторожно покупать. Наша локация находится в торговых центрах, и последние сейчас не имеют ту посещаемость, которая была у них до коронавируса. 50% точек мы закрыли, но где-то открываемся просто под новым юрлицом, на старые же точки выходим со скидкой, с новой арендой. Люди даже не понимают, крупные компании, что, выгнав нас, они просто потеряли деньги. И никакой очереди на эти площади, увы, не встало».
Из-за коронавируса кафе и рестораны в Москве не работали два с половиной месяца. В Colliers International прогнозируют, что по итогам года доля свободных площадей в Москве может вырасти примерно на 15%. О сокращении числа заведений объявили сети «Додо Пицца» и «Шоколадница», работу около 60 магазинов остановил «ВкусВилл».