«То, что произошло в сознании людей, уже поменять невозможно»
Павел Латушко — об уголовном деле в связи с созданием Координационного совета
Оппозиция призвала силовиков перейти на их сторону. Член президиума Координационного совета оппозиции республики Мария Колесникова записала обращение к силовым структурам. Она просит правоохранителей перестать выполнять приказы властей и обещает гарантии, если те перейдут на сторону протестующих. В четверг, 20 августа, в Белоруссии возбудили уголовное дело о захвате власти. Членом Координационного совета грозит до пяти лет лишения свободы. Тем не менее, член президиума совета Максим Знак вызван в пятницу в Следственный комитет Белоруссии для дачи пояснений. Генпрокурор Александр Конюк заявил, что организация стремится нанести ущерб национальной безопасности страны. По его словам, некоторые активисты покинули объединение, понимая незаконность его работы. Ведущий “Ъ FM” Рамаз Чиаурели обсудил ситуацию с одним из членов Координационного совета, бывшим министр культуры Белоруссии Павлом Латушко.
— С одной стороны, мы с сожалением восприняли данное заявление генерального прокурора. С другой стороны, мы ожидали, что подобная реакция будет иметь место, что представители правоохранительной системы, власти будут оказывать это давление. Но мы должны очень четко понимать, для чего создан Координационный совет и что это за структура.
Это фактически общественная платформа, это не является органом или институтом, который имеет целью захват власти.
Мы не предпринимаем действия антиконституционного характера, нарушающие законодательство Беларуси. Мы ссылаемся в своей резолюции именно на конституцию Республики Беларусь и на представление, волеизъявление большинства граждан Беларуси, которые в последние недели, дни вышли многочисленными демонстрациями, акциями на улицы городов, даже деревень. То есть мы ретранслируем то обращение народа к власти, которое очень явно слышно, которое очень четко понятно — мы его просто систематизировали и представили.
Мы направили главе администрации президента нашей страны, как политическому органу в определенной степени, генеральному прокурору, председателю Следственного комитета, министру внутренних дел и председателю КГБ нашу резолюцию с предложением начать диалог и приступить к обсуждению тех постулатов, которые выдвинуты обществом, в рамках действующего законодательства.
Были представители Координационного совета, которые занимали, действительно, более кардинальную позицию, которая не могла быть положена в основу деятельности совета, так как могла спровоцировать нарушение действующего законодательства. И вот как раз в связи с несогласием большинства членов Координационного совета включить это в повестку дня или в резолюцию, они приняли решение выйти из его состава.
Мы не можем заниматься постулатами каких-то насильственных действий по изменению государственного строя в нашей стране.
Мы понимаем, что необходимость таковая существует, мы отдаем себе отчет, что это высказано большинством населения, но мы должны действовать в рамках законодательства, нравится оно нам или нет, и пройти весь путь, который предусмотрен законодательством.
— Насколько я понимаю, вы сейчас сталкиваетесь с определенным упорством со стороны официальных властей, они не готовы идти на переговоры. Как в сложившейся ситуации вы будете действовать дальше?
— Конечно, очень важным фактором являются протестные акции, которые, опять же, не инициируются Координационным советом, они инициируются самим обществом. Ведь уникальность тех протестов, которые проходят в Беларуси, в том, что именно граждане самоорганизовываются благодаря интернет-ресурсам, Telegram-каналам и выходят на акции протеста. Мы не занимаемся их организацией. Конечно же, как граждане Беларуси, имеющие свою позицию, мы будем принимать в них участие, но не выступать их организатором. При этом у структуры отсутствует юридический статус, мы задумывались об этом и обсуждали возможность ее регистрации, но она будет нереальна — сроки проведения регистрации и процедуры будут затянуты, и мы просто не получим положительного решения. Поэтому мы будем в таких акциях участвовать, но, конечно, важно именно самовыражение людей, то, что происходило в последние дни.
— Мы услышали заявление Марии Колесниковой с призывом к силовым структурам переходить на вашу сторону. Как вы думаете, эти призывы будут услышаны, и многие ли представители силовых ведомств готовы к такому шагу?
— Факты грубого нарушения законодательства представителями правоохранительных органов налицо. Генеральная прокуратура не возбуждает уголовные дела по конкретным насильственным действиям в отношении тысяч белорусских граждан, но при этом по суждениям она возбуждает уголовные дела в отношении членов Координационного совета, которые настаивают, чтобы были проведены расследования. Ряд сотрудников правоохранительных органов уже публично через канал YouTube заявили о своем выходе или неготовности, нежелании выполнять приказы, которые нарушают законодательство нашей страны.
— Появились мнения, что, в общем, протест не достиг тех целей, которые изначально звучали, и забастовки не достигли того масштаба, который планировался изначально. Согласны ли вы с этим или у вас другое видение протеста?
— Мы отдаем себе отчет, что протестные акции не могут длиться вечно, и они не могут длиться на протяжении долгого периода времени. Но при этом то, что произошло в сознании людей, уже поменять невозможно. Люди прошли этот рубеж, никогда уже белорусы не согласятся с тем, чтобы их били, избивали, унижали. Никогда белорусы не позволят, чтобы фальсифицировали выборы. И если сегодня это затихнет, то завтра эта волна возникнет вновь. Только уже причины будут, возможно, несвязанные с избирательным законодательством, а будут социально-экономического характера. Потому что управлять так экономикой, как управляем мы сейчас, — это бесперспективный путь.