На корпоративных спорах экономят время
В Воронеже и Орле создаются третейские суды РСПП
Российский союз промышленников и предпринимателей создает в Воронеже и Орле третейские суды, где известные местные юристы будут рассматривать коммерческие споры, не доводя их до областных арбитражных судов. Инициаторы проекта считают, что он будет успешным из-за оперативности рассмотрения по сравнению с государственными судами. Эксперты предупреждают, что далеко не все конфликты возможно разрешить в таком формате.
Как стало известно “Ъ-Черноземье”, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин накануне подписал распоряжение о создании в Воронежской и Орловской областях офисов центрального окружного отделения арбитражного центра при РСПП. Это один из пяти основных в России третейских судов, которые могут рассматривать коммерческие споры компаний и физлиц без участия государственных инстанций. Копия документа есть у “Ъ-Черноземье”.
Офис в Воронежской области возглавил Дмитрий Просвирин, управляющий партнер юридической компании «Центральный округ». В Орловской области — Юлия Сазонова, исполнительный директор реготделения ассоциации юристов России. В Воронеже третейский суд РСПП займет помещение в здании ЦУМа, на проспекте Революции.
Споры в создающихся инстанциях будут рассматривать эксперты из числа известных в регионе представителей адвокатского сообщества, юридических факультетов вузов (в частности, специализирующаяся на третейском разбирательстве профессор ВГУ Елена Носырева), корпоративных юристов (в Воронеже это топ-менеджеры «Ангстрема», «Аксиомы», «ТНС энерго», «Промтекстиля»).
«Третейский суд — альтернатива классическим арбитражам. Он может рассматривать коммерческие споры абсолютно любого масштаба, вне привязки к сумме требований. Исключения — разумеется, уголовный сегмент, трудовые отношения, защита прав потребителя, дела о банкротствах. При этом не так давно у третейского судопроизводства появилось право рассматривать споры о признании права собственности на объект недвижимости, — рассказал “Ъ-Черноземье” Дмитрий Просвирин. — Если сторона добровольно не исполняет решение третейского суда, то за исполнительным листом нужно будет обратиться в государственный арбитраж. Он в этом случае за одно заседание оперативно проверит предмет спора, необходимые извещения сторон и другие формальности, выдаст лист на принудительное исполнение решения».
Заинтересованность в альтернативном инструменте рассмотрения споров высказало большинство членов отделения РСПП в Воронежской области, а это до 70% коммерческих споров в регионе», — отметил господин Просвирин.
В Орле третейский суд при РСПП будет первым таким постоянно действующим учреждением. А в Воронеже проект союза промышленников и предпринимателей будет делить рынок с конкурирующей общественной организацией — Торгово-промышленная палата РФ в 2018 году открыла здесь отделение Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС).
У суда РСПП несколько иной формат работы, пояснил “Ъ-Черноземье” господин Просвирин: «Возможно рассматривать споры с физлицами, также учреждение при РСПП имеет более высокий порог суммы требований, при котором возможно единоличное рассмотрение спора, это делает процесс более быстрым и экономным для сторон».
Государственные арбитражные суды перегружены исками, поэтому рассмотрение спора в третейской инстанции может занимать намного меньше времени, указывает источник “Ъ-Черноземье” в юридическом сообществе макрорегиона. Так, Арбитражный суд Воронежской области с начала года по 20 августа принял 11,87 тыс. дел и рассмотрел 7,95 тыс., 81% исков — гражданские споры, 18% — административные и лишь 1% — дела о банкротствах. Орловский арбитраж с начала года принял 7,19 тыс. дел и 5,15 тыс. рассмотрел, 85% пришлось на гражданские и 14% — на административные споры.
«К примеру, спор условного Сбербанка с контрагентом по задолженности рассматривается в среднем год. В третейском суде это занимает полтора-два месяца, если в договоре между сторонами обозначена возможность такого решения конфликта. Заседания могут назначаться крайне быстро, экспертизы можно проводить сразу по всем спорным позициям. А потом за месяц получить исполнительный лист на принудительное исполнение», — пояснил собеседник “Ъ-Черноземье”.
Эксперты указывают на ряд ограничений для третейского рассмотрения. «Чтобы корпоративный спор был рассмотрен в третейском суде, все стороны должны быть согласны на это. В условиях конфликта добиться такого согласия проблематично, — считает адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw Андрей Саунин. — Также третейская оговорка возможности такого рассмотрения спора должна быть предусмотрена в уставе компании и соглашении партнеров. То есть нужно еще на берегу заблаговременно договориться, что возможный корпоративный конфликт должен разрешаться в третейском суде».
Партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин предупреждает, что ранее третейские суды в России были неэффективными — «несколько лет назад действовало очень большое количество таких судов, которые зачастую сильно отклонялись от стандартов». «Риск есть в моменте исполнения решения. Чтобы принудить сторону к его исполнению, нужно обратиться в государственный суд, но он может отказать в выдаче исполнительного листа, если увидит какие-то нарушения. Поэтому в массовой практике стороны предпочитают сразу судиться в государственном суде, решение которого носит общеобязательный характер», — заключил эксперт.