Оппозиция в Минске сдает свои позиции
Что белорусы называют главной причиной затухания протеста
«Пока я президент, я буду проводить жесткую политику на стабилизацию», — Александр Лукашенко ужесточил риторику в отношении протестующих, а Светлана Тихановская призвала продолжать забастовки. Лукашенко с утра встретился с руководителями силовых структур, а затем отправился на агрокомбинат «Дзержинский» и там заявил, что протесты в стране — «его проблема», и он собирается решить ее в ближайшие дни.
Также он рассказал, что против Белоруссии действуют сразу несколько «центров сил», а протесты подогреваются из США при содействии европейцев: «Я президент страны, не дай Бог, страна вздыбится, рухнет, и вам не будет работы. Вы ж с меня спросите. И плевать я хотел на эти все должности, но я сижу и думаю, а что будет с теми, когда они придут и начнут все это делить, рубить, — вот, что меня больше всего беспокоит. И вы можете меня осуждать – не осуждать, пока я президент, я буду проводить жесткую политику на стабилизацию обстановки внутри страны».
Недавно созданный Координационный совет оппозиции Лукашенко на днях назвал «черной сотней», а силовики возбудили дело о попытке захвата власти и ущербе национальной безопасности республики. Членов совета вызывают на допрос следователи.
Протесты в Белоруссии продолжаются, но в них участвует все меньше людей. Светлана Тихановская, которую оппозиция считает избранным президентом Белоруссии, призвала к забастовкам: «Я прошу вас, продолжайте и расширяйте забастовки. Не ведитесь на запугивания. Объединяйтесь. Наши цели просты: прекратить насилие, освободить политических заключенных и провести новые, прозрачные, свободные и честные выборы. Вместе мы сила, перед которой не устоит никакая диктатура».
Среди оппонентов Лукашенко не наблюдается воодушевления.
Например, один из политиков, которому отказали в регистрации на выборы президента — Валерий Цепкало — заявил, что своих целей оппозиции достичь не удалось. Есть ли в Белоруссии политические лидеры, способные добиться передачи власти?
“Ъ FM” задал этот вопрос жителям Белоруссии. Они рассказали, что имеющиеся лидеры этого сделать, скорее всего, не смогут:
«Тихановская — законно выбранный президент, это уже становится очевидным, особенно, когда платформа “Голос”, “Зубр” объединились и опубликовали промежуточные результаты. По поводу Координационного совета сказать пока сложно. Ну, и хотелось бы, честно говоря, увидеть каких-то людей, более приближенных к власти, чем просто деятелей культуры, хоть и очень заслуженных. Наверное, только имя Светланы Алексеевич очень положительно влияет. Пока, к сожалению, не видно никакого лидера оппозиции и кто бы действительно мог стать у руля в том же в Координационном совете для мирной передачи власти».
«Если какой-то транзит власти пойдет, то отлично, у нас есть люди, которые смогут со стороны оппозиции этим заниматься. Но именно к чему-то принудить, они с одной стороны и не пытаются, потому что за это их сразу посадят. С другой стороны и возможности у них нет. То есть принудить может только народ, забастовки и все остальное. Но в целом этим занимаются сами люди, те же заводчане, они, скорее, друг друга поддерживают, или кто-то в Telegram напишет, давайте бастовать, и они такие: “О, да, хорошая идея”. Именно дойти до точки, где передача власти начнется, — это народные массы могут сделать. Лидер не то чтобы умный, возможно».
«Этих, кстати, людей мы знаем. Практически весь совет — это люди, которых очень уважают. Мы видели всегда их реальные действия. И люди на них молятся, потому что силовой аппарат, конечно, очень сильный в нашей стране. Генпрокуратура завела уголовное дело на них. Естественно, Лукашенко не хочет отдавать власть никак. И я думаю, тут, честно говоря, мы без помощи, в том числе Координационного совета не обойдемся, потому что фактов нарушений уйма. Все все видят. Но пока силовые структуры не перейдут на сторону народа, ничего не получится».
На воскресенье назначена новая масштабная протестная акция в центре Минска. Означает ли риторика Лукашенко, что он готов снова попытаться подавить протесты силой? Белорусский политолог Валерий Карбалевич рассказал “Ъ FM”, что все будет зависеть от количества демонстрантов, которые выйдут на акцию. А грозные слова Лукашенко — скорее риторический прием.
«Его риторика ориентирована на то, чтобы показать, что он контролирует ситуацию и одновременно запугать репрессиями всех недовольных. И, обратите внимание, каждый день Лукашенко встречается с силовиками, то есть вот его главная опора.
Он, безусловно, хотел бы силовым методом подавить все протесты, но почему-то не решается. Видимо, понимает, что это грозит большой кровью.
Готовы ли те самые силовики брать на себя такую ответственность?
При этом, то, что люди в ближайшие выходные на улицы выйдут, — это несомненно. Вопрос — в каком количестве. От него зависит и то, как будут действовать силовые структуры. Если там будет несколько тысяч, возможно, власти будут применять силу. Если будет 200-300 тыс., я с трудом представляю, каким образом можно разогнать такое количество людей.
Оппозиция может вернуть себе инициативу через массовые акции протеста, давление на местные органы власти. Массовые митинги в Гродно заставили власти разрешить проведение этих митингов в центре. Но как только количество протестующих уменьшилось, власти пошли на попятную, и уже запретили этот митинг. А до тех пор даже прямой репортаж по местному государственному телеканалу шел с этого митинга. Вот он механизм, он есть», — уверен политолог.
И Евросоюз, и Россия призывают не вмешиваться во внутренние дела Белоруссии. При этом Брюссель не признал результаты президентских выборов, а Москва поздравила Лукашенко с победой.