Нас ждет королевская битва

Исход войны Apple и Epic Games скажется на тысячах разработчиков

Конфликт между Apple и Epic Games очень быстро перерос в судебную тяжбу и грозит стать полномасштабной битвой за право навязывать правила игры. Исход битвы будет судьбоносным не только для двух корпораций, но и для тысяч сторонних разработчиков.

Фото: Benoit Tessier / Reuters

Как началась мировая война

Все началось на прошлой неделе, когда Epic Games заявила, что отныне все пользователи мобильной версии ее многопользовательской игры Fortnite смогут покупать внутриигровые валюту и товары непосредственно через приложение. То есть в обход платежной системы Apple. Это прямое нарушение правил, установленных компанией из Купертино, и за ним последовало логичное наказание — исключение мобильного приложения Fortnite из App Store. Далее, как уже писал “Ъ”, последовал иск Epic к Apple.

Каждый из шагов двух корпораций был легко читаем. О готовности Epic к такому развитию событий говорит то, что 65-страничный иск оказался в суде Сан-Франциско менее чем через сутки после удаления Fortnite из App Store.

Неожиданностью стал следующий шаг Apple: 28 августа корпорация удалит учетные записи всех разработчиков Epic и перекроет им доступ к инструментарию операционных систем iOS и macOS. Другими словами, Epic Games больше не сможет выпускать обновления для всех своих продуктов, имеющих отношение к экосистеме Apple. И теперь это уже не просто конфликт двух компаний — это мировая война в сфере цифровых технологий.

Мало кто останется в стороне

Дело в том, что Epic Games — это не только и не столько игры. Да, у Fortnite около 350 млн игроков и это одна из самых популярных игр в мире. Но главный актив Epic Games — это графический движок Unreal Engine.

Он разрабатывается компанией с середины 1990-х годов. С момента выпуска первой версии в 1998 году им успели воспользоваться тысячи сторонних разработчиков: от независимых авторов игр до больших игровых корпораций. Даже главный конкурент Fortnite и ее предшественник в жанре королевской битвы PlayerUnknown`s Battlegrounds — и тот выполнен на движке от Epic.

Решение Apple означает, что уже через неделю у Epic Games не окажется доступа к инструментарию для обновления и поддержки в том числе Unreal Engine.

Без главного инструмента для создания мобильных приложений для iOS и MacOS могут оказаться все те разработчики, которые ранее полагались на движок от Epic.

Сама суть конфликта сводится к правилам App Store. В них среди прочего сказано: все продавцы цифрового контента обязаны пользоваться платежной системой Apple для продажи своих товаров и услуг. При этом с каждой покупки цифрового контента американская компания взимает комиссию в 30%. Пользоваться сторонними платежными системами нельзя, равно как и рассказывать пользователям о возможностях покупок на сторонних ресурсах.

Отдавать 30% своих доходов вряд ли кому-то нравится. С другой стороны, взамен разработчики приложений получают доступ к рынку с 1,5 млрд потенциальных клиентов. Именно столько в мире сейчас владельцев гаджетов от Apple.

До поры до времени никто открыто не возмущался установленными Apple правилами. Но вот в марте прошлого года на этот 30-процентный «налог» пожаловался в Еврокомиссию музыкальный стриминговый сервис Spotify. В июле текущего года аналогичный иск подал Telegram. Теперь в конфликт вовлечены сторонние лица, которые вынуждены выбирать сторону. И к такому развитию событий многие не готовы.

Проиграть сражение, чтобы выиграть войну

На первый взгляд к столь резкой реакции со стороны Apple не были готовы и в Epic Games. В понедельник компания направила новый иск, в котором просила суд Сан-Франциско запретить Apple блокировать учетные записи разработчиков Epic. В жалобе говорилось, что Apple «жестоко отомстила» за предыдущий иск, поставив Unreal Engine под угрозу исчезновения.

Реакция производителя iPhone действительно выглядит чрезмерной и несоизмеримой. Нарушение было допущено в рамках конкретного приложения, за что оно и было удалено.

За попытку оспорить это решение Apple решила ударить по самой важной составляющей бизнеса Epic — по сторонним разработчикам, пользующимся движком.

Причем речь идет не только о разработчиках игр. Unreal Engine используется всеми, кому необходимо 3D-моделирование. Это и архитектура, и автомобилестроение, и индустрия развлечений (кино, телетрансляции с добавлением 3D-графики), и всевозможные симуляторы, и, наконец, научные исследования. Впрочем, решение Apple затрагивает, само собой, только тех, кто работает с App Store.

И все же, вполне вероятно, эта война была заранее тщательно подготовлена самой Epic. И, как выразились бы геймеры, Epic попросту «забайтила» Apple. То есть спровоцировала соперника на агрессивные действия с целью получения выгоды для себя.

Во всяком случае, к удалению своего приложения из App Store компания явно была готова. И преимущество сейчас именно на стороне Epic Games. Да, она идет на прямую конфронтацию, из-за которой ее самое популярное приложение удаляют, а сама она может лишиться доступа к огромному рынку. Но все это будут временные трудности, если суд встанет на сторону Epic Games.

Союз мира и движение неприсоединения

Время для битвы выбрано просто идеально. Еврокомиссия как раз начала антимонопольное расследование против Apple по жалобе Spotify. Учитывая историю решений ЕС в отношении американских корпораций, шансы на успех и у Spotify, и у Telegram довольно высоки. И тогда Apple придется менять правила как минимум для европейских партнеров.

В самой Америке законодатели также настроены крайне воинственно по отношению к технологическим гигантам.

Недавно Тим Кук вместе с представителями Amazon, Facebook и Google был вынужден доказывать законодателям, что его компания не нарушает антимонопольное законодательство. И нет никаких оснований считать, что у него получилось.

Epic также активно просит помощи у сообщества геймеров. Она запустила кампанию #FreeFortnite, призывая их требовать у Apple компенсацию за потерю доступа к игре. А заодно пытается переманить на свою сторону разработчиков.

В конце концов, движок Unreal — бесплатный для разработчиков игр, если их выручка от продукта, построенного на движке, не превышает $3 тыс. в квартал. При большей выручке его использование обойдется в 12%. В 12%, а не в 30%, как у Apple, на чем и делают акцент представители Epic. Для некоммерческих проектов и научных исследований использование движка бесплатно. Потому союзников у Epic будет достаточно.

У Apple может быть только один союзник — ее главный конкурент Google. Ведь Epic нарушила и правила магазина приложений Google Play, и оттуда Fortnite был так же удален. Epic точно так же подала в ответ иск с требованием отменить это решение и 30-процентную комиссию, которую взимает Google.

Вот только за этим не последовало взрывной реакции со стороны корпорации Сундара Пичаи. Google заняла выжидательную позицию и пока не спешит ни нападать на Epic, ни поддерживать Apple.

Кирилл Сарханянц

Вся лента