«Он спал и видел себя вором в законе»
Истории уральских сыщиков
В начале 2000-х в Свердловской области орудовало множество мелких, но жестоких банд. Они грабили и пытали людей, организовывали заказные убийства. Как удавалось поймать преступников, рассказали сотрудники уголовного розыска для книги «Ловцы банд. Место встречи...», изданной “Ъ-Урал”.
Главарь банды, которая грабила дальнобойщиков в свердловской области, Эмзар Аракелов
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Заявление Сергея Козака
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Банда наркоманов
В начале 2000-х на Серовском тракте грабила дальнобойщиков банда Эмзара Аракелова из Нижнего Тагила. В ней состояли наркоманы. Для налетов они использовали форму сотрудников милиции. Когда группировку стали раскручивать, выяснилось, что один из членов Андрей Иванов не судим, служил в ВДВ в Псковской дивизии. Он по контракту был в командировке в Чечне, потом его должны были направить в Югославию, но он связался с Аракеловым и подсел на иглу.
Однажды в поселок Баранчинский (Кушвинский городской округ) на КамАЗе приехали несколько человек из Соль-Илецка. Они решили купить шпалы на местном заводе. Дорогу к заводу им показал местный житель, который и сдал их банде Аракелова. Ночью, когда водители в КамАЗе уже легли спать, вдруг кто-то расстрелял кабину грузовика. По счастливой случайности никто внутри не пострадал. Водителей вытащили, избили и, забрав деньги, уехали. В деревне Мостовой Кушвинского района разбойное нападение они совершили в форме сотрудников милиции. Они остановили лесовоз, водителя связали, а машину с лесом угнали.
На вооружении банды были два самодельных пистолета ИЖ-79, три гранаты РГО, автомат Калашникова АК-74, револьвер кустарного производства, обрез охотничьего ружья и две гранаты Ф-1. Они использовали специально изготовленные маски с прорезями для глаз, наручники, три камуфляжные формы.
Фотогалерея
Ловцы банд — в фотогалерее “Ъ-Урал”
В Свердловской области 6-й отдел (занимался борьбой с оргпреступностью) при областном УВД был создан 25 мая 1989 года. Его начальником был назначен Александр Мочалин, который за несколько месяцев до этого возглавил уголовный розыск УВД Свердловска.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
Подбор оперативного состава 6-го отдела был очень серьезным. Один из основных критериев – стаж на оперативной работе не менее пяти лет. Второй критерий – результативность оперативной работы: какая наработана агентурная сеть, сколько заведено оперативных дел, чем они заканчивались.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
В декабре 1989 года в состав свердловского 6-го отдела были дополнительно введены две должности сотрудников уголовного розыска и четыре должности сотрудников для борьбы с организованной преступностью при отделах УГРО УВД Нижнего Тагила и Каменска-Уральского.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
Первые попытки систематизировать организованную преступность
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Одним из первых дел шестого отдела было дело о взятках в отношении замначальника ГАИ Екатеринбурга Юрия Демина (позже 13 лет возглавлял ГИБДД Свердловской области)
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Во второй половине 1980-х годов в Свердловской области разбойными нападениями занималась банда Евгения Ворожцова. Их целью было хищение дефицитного в то время автотранспорта. Как вспоминают оперативники, по делу проходило около 500 человек, эпизоды исчислялись тысячами. Только приговор лидеру банды Ворожцову содержал восемь томов.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Алексей Трифонов (Трифон) и Андрей Овчинников (Овчина или Банзай) были хорошими друзьями. В 1988 году они вместе проходили по делу банды Азарченкова. В результате оперативной игры, Трифон и Банзай решили, что каждый из них сдал другого. После выхода из СИЗО Овчина решил «заказать» Трифона, но тот об этом узнал и принял превентивные меры – машина Овчины была расстреляна из автоматов в январе 1990 года. Правда, Трифону удалось избежать смерти.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
По делу Трифона и Овчины было осуждено 19 человек. Алексею Трифонову дали 10 лет лишения свободы, а Андрею Овчинникову – 14 лет.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В криминальном мире Свердловска (в 1991 году городу было возвращено название Екатеринбург) в середине восьмидесятых выделялись криминальные группы: «визовские» Валерия Черепанова (Черепан), «центровые» и Геннадий Мурадов (Аваренок), «вторчерметовские» и Михаил Велькин, «уралмашевские» и Валера Жук, «втузгородские» Николая Азарченко и группировка Андрея Беньяминова.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В Свердловской области исторически находилось большое количество тюрем и колоний. Свердловск, Нижний Тагил и ряд других областных городов в советское время отличались достаточно высоким уровнем доходов граждан и были привлекательны для криминальных элементов. Поэтому представителей уголовной среды, так называемых «синих» в области всегда было с избытком.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1989 году лидерами «центровых» были Геннадий Мурадов (Аваренок), Эдуард Казарян, Павел Тарланов, Олег Вагин, Павел Свобода (Булочник). Аваренок был особенно близок с Вагиным и Булочником, а Казарян был ближе к Павлу Тарланову. Особую роль в становлении «центровых» сыграл отец Павла, «цеховик» российского масштаба, Игорь Павлович Тарланов. Он имел обширные связи в милицейских и криминальных кругах (например, был знаком с вором в законе Дедом Хасаном).
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
ОПГ «Новая Гильдия» состояла из числа сотрудников службы безопасности одноименного АОЗТ. Ее возглавлял Андрей Бубенщиков. В «Гильдии» под видом службы безопасности действовал боевой отряд, которым руководил Игорь Смирнов. В арсенале находились автоматы Калашникова, пистолеты ПМ и ТТ, бандиты передвигались на бронированных автомобилях. По оперативным данным, на счету группировки не менее 11 убийств.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1995 году по Екатеринбургу прокатилась серия разбойных нападений на магазины. Из них похищали дорогостоящие компьютерные комплектующие и игровые приставки Dendy и Sega. Грабители в форме сотрудников милиции и инкассаторов использовали в качестве устрашения ножи и огнестрельное оружие.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Оперативное дело в отношении банды братьев Александра и Владимира Коротковых проходило под условным названием «Крысы». В середине девяностых в течение суток в Екатеринбурге совершались десятки убийств, но самыми «дикими» убийцами были члены банды Коротковых.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1994–1995 годы в Режевском районе Свердловской области действовала дерзкая банда Василия Ширяева по прозвищу Карась. Она занималась вооруженными нападениями на местных состоятельных граждан, складские помещения АОЗТ «Белый камень» и ООО «Мардима-Урал», магазины «Сударыня», ТОО «Глазурь», АОЗТ «Металлист» и другие объекты. В деле 12 преступных эпизодов.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Правоохранительные органы Екатеринбурга менее чем за месяц раскрыли убийство руководителя и генерального конструктора ОКБ «Новатор» Валентина Смирнова. Сотрудники объединенной оперативно-следственной группы задержали непосредственного исполнителя убийства. Ранее были задержаны заказчик – коммерческий директор ТОО «Новатор» Юрий Пинженин, а также четверо посредников.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
С 1996 по 1999 годы в Екатеринбурге действовала крупная группировка Валерия Зиятдинова. В нее входили Вадим Коновалов, Вадим Бесов, Виталий Рыжков, Александр Антропов. О жестокости бандитов говорит тот факт, что на закате своей криминальной деятельности они жестоко расправились со своим подельником Гари Шириняном. Его вывезли в район воинской части на ул. Пехотинцев, где убили ножом и туристическим топориком.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Группировка Александра Поддымова и Александра Терещенко была небольшой, но действовала очень дерзко. Согласно материалам уголовного дела, она совершала разбои в 2001–2002 годы. Самым резонансным преступлением в их криминальной карьере стало убийство сотрудников ППСМ Октябрьского РУВД Екатеринбурга, которые решили проверить у них документы.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В начале 2000-х на Серовском тракте грабила дальнобойщиков банда Эмзара Аракелова из Нижнего Тагила. В ней состояли наркоманы. Для налетов они использовали форму сотрудников милиции.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
По официальным данным, ОПГ «Ностальгия» возникла в 2003 году в Краснотурьинске, ее лидером был Константин Шмелёв. Свое название ОПГ получила за то, что базировались в здании заведения «Ностальгия». Банда занималась разбойными нападениями.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Верхотурье считается духовной столицей Урала за счет своих уникальных монастырей и храмов. Но из-за наличия в нем пенитенциарных учреждений, в частности, колонии № 53, в городе сильны и воровские традиции. В 2014 году криминальный мир назначил «смотрящим» за городом местного авторитета Сергея Машагина 1984 года рождения. В Верхотурье вернулись девяностые: проблемы решались наездами и «стрелками», собирались деньги в «общак».
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 2004 году Свердловский областной суд приговорил лидера банды Аракелова к 17 годам лишения свободы.
Уже в 2015 году появилась информация о том, что члены группировки были причастны к убийству нижнетагильского авторитета Владимира Машинского. В итоге эти материалы легли в основу нового уголовного дела участников группировки. Но в 2018 году присяжные, а потом и судья вынесли им оправдательный приговор.
Из воспоминаний Павла Татаурова, работавшего над делом:
— Аракелов сначала сидел в Камышлове в 52-й колонии. Потом, видимо, за систематическое нарушение режима его перевели во Владимирскую центральную тюрьму. Он спал и видел себя вором в законе. По национальности езид, но кличка у него была Грузин. Вся «пехота» его боялась до ужаса. На суде он в клетке один был, а они на скамейке сидели. На допросах он все отрицал, не подписал ни одного протокола. По сути, вел себя нагло.
Банда с паяльником
В 2004 году в Волчанске была создана банда Сергея Козака. В нее входили Сергей Зыков и Владимир Левченко. На вооружении банды находились три охотничьих ружья 12 и 16 калибров, обрез 16 калибра, нестандартное пятизарядное ручное огнестрельное оружие. Группировка занималась разбойными нападениями на квартиры в Волчанке, Карпинске и Североуральске. Они врывались, связывали хозяев. Избивали их, могли применить паяльник, требуя ценности и деньги. В одном эпизоде они отняли у пенсионерки деньги, отложенные на похороны. Группу удалось обезвредить. В 2005 году Свердловский областной суд приговорил Сергея Козака к 16 годам лишения свободы.
Из материалов уголовного дела банды Сергея Козака
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Из воспоминаний Николая Котельникова, работавшего над делом:
— Раскрыть банду Козака нам удалось с помощью аналитики. Когда мы ими занялись, они уже совершили три преступления в Карпинске, Волчанске и Североуральске. Мы изучили, в каких районах происходят преступления, какой почерк, в какое время совершаются преступления. Во всех нападениях был отличительный признак — использование паяльника. Хозяев бандиты связывали обычно проводами от телевизора или утюга. С помощью агентурной информации, мы установили, кто состоял в банде. Они были наркоманами, но нападения тщательно планировали. Очень внимательно присматривались к квартирам, которые собирались грабить. Обращали внимание на пластиковые окна — признак состоятельности жильцов.
Из материалов уголовного дела банды Сергея Козака. Фотография места преступления, на которой зафиксированы следы выстрела из обреза
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В ходе последнего нападения — на квартиру пожилой женщины, они неожиданно встретили сопротивление от ее внука. Он был ранен в ногу, бандиты скрылись. Они схоронились на квартире у Козака, но у нас уже была о ней информация. Мы попросили соседку, чтобы она позвонила в квартиру Козака и попросила соль. Она позвонила, дверь открыли, и мы зашли. Обошлись без СОБРа, потому что времени на операцию было мало.
Тагильские неудачи
Группировка Алексея Хлопотова из Нижнего Тагила получила известность в 2002 году — в результате череды неудачных покушений на убийство Косарева, который был бизнес-партнером лидера банды. В группировку входили братья Рамазан и Владимир Каловы, которые были должниками Хлопотова. Согласно материалам дела, в первой половине января 2002 года Хлопотов передал нанятым киллерам для убийства Косарева взрывное устройство, снаряженное мощным взрывным веществом и пульт дистанционного управления.
На «Ниву» бизнесмена они незаметно установили взрывчатку. Взорвать пострадавшего бандиты решили в начале января 2002 года. Для этого они приехали в село Николо-Павловское, где стали ждать, когда бизнесмен выедет из дома и поедет по делам. Но что-то произошло с дистанционным пультом, и бомбу киллерам не удалось активировать.
Из материалов уголовного дела группировки Алексея Хлопотова
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Через несколько дней киллеры вновь решили взорвать автомобиль. Они отследили пострадавшего до здания сауны на территории санатория «Руш», где опять установили на магнитах под днище машин взрывное устройство с мощным бризантным взрывчатым веществом. Бомба взорвалась, когда Косарев сел в машину с двумя пассажирами, но из-за того, что взрывчатка была установлена в районе багажника, он не пострадал.
В третий раз Хлопотов дал киллерам автомат Калашникова с глушителем. Покушение произошло летом 2002 года на железнодорожном переезде, куда пострадавший подъехал на своей машине. Киллеры пустили очередь по машине, но лишь легко ранили Косарева и его попутчиков.
Хлопотов решил обратиться к профессиональным киллерам. Он потребовал найти подходящую кандидатуру в Кабардино-Балкарии, откуда родом были братья Каловы. Они нашли киллера Шомахова, который не стал убивать Косарева, так как тот был с ребенком. Более того, он решил получить с жертвы деньги и сказал, что его заказали. Оперативники установили киллера и вышли на всю группировку Хлопотова.
Алексей Хлопотов был осужден на 9 лет и 6 месяцев лишения свободы, а его подельники – на 6 лет.
Из воспоминаний Павла Татаурова, работавшего над делом:
— Выйти на группу нам удалось через кабардинца Шомахова. Он за информацию о заказчике запросил порядка 300 тыс. рублей. Косарев ему заплатил после того, как Хлопотова задержали.