Билеты не отпускают на удаленку
Государство ужесточает условия их возврата
Минкульт упорядочивает правила возврата билетов на мероприятия. Предполагается, что теперь покупатель должен будет подать заявление о возврате физически или заказным письмом не менее чем за три дня до мероприятия. С одной стороны, регламент упростит жизнь организаторам мероприятий, с другой — может отпугнуть покупателей, которые после карантина и так неохотно планируют посещение мероприятий, считают участники рынка.
Минкульт разработал проект постановления правительства «Об утверждении правил и условий возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок», он был опубликован на прошлой неделе на regulation.gov.ru.
Из документа следует, что покупатель сможет подать заявление о возврате билета не менее чем за три дня до мероприятия, причем физически или заказным письмом, приложив копии паспорта, билета и чека.
Продавец обязан рассмотреть заявление в течение десяти дней и может отказать в возврате, если покупатель пытается с помощью одного заявления вернуть больше двух билетов или билет куплен по акции, следует из документа. Речь идет о бумажных билетах, купленных в кассах. Особенности возврата электронных билетов определяют организаторы мероприятий.
По действующим правилам покупатель вправе вернуть всю стоимость билета не позднее чем за десять дней до мероприятия и не менее половины — за пять дней. Порядок регламентируется законом о культуре, но там описаны лишь общие положения, а новое постановление его уточняет по срокам, условиям и перечню документов для возврата, пояснили “Ъ” в пресс-службе Минкульта, тогда как раньше условия определялись организаторами мероприятий.
Новый порядок упростит работу, полагает владелец концертных площадок Arbat Hall и Arena Moscow Анатолий Сульянов.
«Много проблем связано с тем, что покупатель пишет на почту «верните деньги за билет» без указания, за какой билет, чей билет, номера заказа, и формально суды считают это первым обращением за возвратом к продавцу»,— говорит он. «Постановление позволит зафиксировать взаимоотношения между организатором и покупателем, сделать их прозрачнее и понятнее потребителю»,— согласен управляющий директор «Рамблер.Кассы» Андрей Полончук.
Но ряд игроков видят риски в новой процедуре сдачи билетов. «Планы покупателя всегда могут поменяться. Если для гарантии возврата денег ему нужно подавать заявление не позже трех дней до мероприятия и в физической форме, это может отпугнуть от покупки и привести к отложенному спросу, что негативно повлияет на продажи,— опасается основатель Intickets Татьяна Кондратенко.— Не могу представить, как бы мы с учетом описанных правил возвращали билеты в период пандемии — сотни тысяч возвратов на мероприятия в разных городах нам пришлось оформлять в электронной форме».
Новые правила были бы логичны и добавили цивилизованности зрелищной отрасли, если бы не пандемия, соглашается гендиректор InterMedia Евгений Сафронов.
«Никто не может сказать, когда и как будет восстанавливаться предпринимательство в отрасли, будет ли в нем вообще смысл. Минкульту стоило бы учесть экстраординарность ситуации в рассматриваемом проекте»,— говорит он. Появился «посткарантинный барьер» — зритель откладывает покупку, допуская, что мероприятие может отмениться и возврат средств произойдет не сразу, соглашается исполнительный директор билетного оператора Radario Елена Кипорук. «Постановление может укрепить страхи покупателей»,— говорит она.
В Минкульте на это заявили, что при желании организации смогут принимать заявление о возврате и онлайн и возвращать 100% стоимости билета даже в день мероприятия.
Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов указывает на риски для перекупщиков: если несколько билетов перепродать не удалось, можно требовать возместить стоимость только двух, «это делает бизнес перекупщиков существенно сложнее». Но основатель биржи zriteli.ru Василий Подорольский рисков не видит: «Вторичный рынок никогда не ориентировался на возможность вернуть билеты, их и сейчас вернуть практически невозможно, не принимают».