Прощание вместо поглощения
Неэффективные банкиры сдадут лицензии
Вместо сделок M&A трендом конца 2020 года — начала 2021 года может стать добровольная самоликвидация банков, считают в «Эксперт РА». С начала года было уже семь таких случаев. Уход с рынка может ускориться из-за пандемии и снижения эффективности бизнеса. Однако не все желающие смогут добровольно сдать лицензию: кого-то регулятор отправит по пути отзыва и банкротства, предупреждают эксперты.
Рост числа случаев аннулирования банковских лицензий по инициативе акционеров может стать тенденцией конца 2020 года — начала 2021 года, говорится в новом «Индексе банковского здоровья» агентства «Эксперт РА». С начала 2020 года, несмотря на заморозку деловой активности, уже семь банков подали в ЦБ ходатайства о самоликвидации, в 2019 году таких случаев было всего три за целый год, в 2018 году — шесть. По данным ЦБ, в июле тенденция к добровольной сдаче лицензии усилилась — в течение месяца регулятор аннулировал лицензии четырех кредитных организаций по их просьбе. Все банки, подавшие ходатайство о самоликвидации в этом году, входят в третью сотню по активам (КБ «Славянский кредит», Морган Стэнли банк) и в четвертую (Оргбанк, Проминвестбанк, «Кузнецкий Мост», «Ресурс-Траст», КБ «Центрально-Азиатский»).
Предпосылкой тренда в «Эксперт РА» считают устойчивое снижение рентабельности и маржинальности банковского сектора, «усиленное падением процентных и комиссионных доходов банков в первом полугодии 2020 года».
Из-за этого отдельные банки с неэффективными бизнес-моделями становятся «критически зависимыми от постоянных капитальных инъекций со стороны собственников», но последние, в свою очередь, «все чаще выражают неготовность к долгосрочной поддержке бизнеса при неопределенных перспективах получения отдачи на инвестированные средства», отмечают авторы исследования.
«Пандемия еще сильнее сказалась на финансовом результате таких банков. Здесь наблюдается накопление усталости бенефициаров от поддержки банков, понимание того, что в текущей операционной среде их невозможно в оптимальные сроки вывести на прибыльность, что и ведет к ускорению добровольных самоликвидаций»,— поясняет управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов.
На 1 августа в российской банковской системе было 420 кредитных организаций, из них положительный финансовый результат после налогообложения показали лишь 258 банков.
Продолжает снижаться разница между ставками привлечения средств и их размещения — один из основных показателей эффективности банка. По подсчетам «Эксперт РА», за последние четыре квартала чистая процентная маржа составила 5,39%, снизившись на 1,18 процентного пункта по отношению к аналогичному периоду 2018–2019 годов.
36 банков
находятся в зоне риска, по оценкам «Эксперт РА», и могут лишиться лицензии до конца года
По пути самоликвидации могут уходить около 15 банков в год, допускает управляющий партнер ФГ «Дмитрий Донской» Дмитрий Курбатский. По его оценке, как минимум 100 банков в России имеют кризис идей развития и являются в лучшем случае низкорентабельными. «Собственники таких банков подустали искать новые идеи для развития, менять команды,— поясняет он.— В основном такая ситуация характерна для небольших банков с капиталом до 1,3 млрд руб.». Перспектив у таких банков практически не остается, если эти кредитные организации показывают низкую доходность, указывает господин Курбатский.
«Если несколько лет назад можно было говорить о перспективе продажи банка, то сейчас сделки M&A на банковском рынке штучные, мы видим сдачи лицензий»,— отмечает старший управляющий директор НКР Александр Проклов.
Впрочем, пойти по пути добровольной ликвидации смогут далеко не все желающие. «Есть ряд банков, которые приходят к тому, чтобы сдать лицензию добровольно, кому-то из них Банк России позволит это сделать, а для кого-то эта инициатива может обернуться отзывом лицензии и банкротством, если регулятор выявит признаки вывода активов и другие нарушения»,— заключает господин Беликов. Темпы отзыва лицензий в конце текущего года также могут ускориться, полагают в «Эксперт РА», на 1 июля 36 банков находятся в зоне повышенного риска.