Дам, но не вам
Минфин намерен ужесточить выдачу Россией госкредитов
Минфин предлагает регламентировать выдачу кредитов иностранным государствам. Хотя подготовленный ведомством проект постановления правительства описывает детали вплоть до типовой формы межправительственных соглашений, по сути, документ — попытка формализовать концепцию внешней долговой политики страны. Среди предложенных принципов — уверенность в долговой устойчивости заемщика, отсутствие неурегулированных претензий к нему и экономическая целесообразность кредитов. Правовых оснований для отказа заемщикам станет больше, а для решений о кредитах на особых условиях Белому дому потребуется рекомендация МИДа.
Минфин опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства, детализирующий процесс выдачи государственных кредитов иностранным государствам и де-факто выстраивающий концепцию внешней долговой политики РФ. Как сказано в пояснительной записке, разработка проекта потребовалась для выполнения норм Бюджетного кодекса, согласно которым порядок кредитования иностранных государств определяется правительством, но до сих пор единого регламента не существовало, а условия кредитов записывались индивидуально в межправсоглашениях.
По российскому Бюджетному кодексу иностранные государства могут рассчитывать на два типа кредитов — экспортный (на оплату закупаемых российских товаров) и финансовый. Проект Минфина ужесточает эту детализацию: экспортный кредит станет целевым, то есть заемные средства должны направляться на оплату экспортных контрактов, а финансовый предлагается выдавать в «исключительных случаях» для экстренной поддержки заемщика при трудностях с покрытием бюджетного дефицита в отсутствие доступа к международному рынку капитала, при этом с РФ государство должен связывать стратегический характер политических отношений.
В зависимости от формы кредитования Минфин предлагает утвердить типовое межправсоглашение, фиксирующее использование и погашение кредита, проценты по нему, порядок платежей и возникновение просроченной задолженности, досрочное погашение и возможность изменения условий.
Стоимость кредита будет утверждаться индивидуально, при этом финансовые условия займов Минфин разглашать не будет, поскольку это «чревато ослаблением переговорной позиции РФ» и раскрытием чувствительной коммерческой информации (впрочем, сейчас такие данные также не раскрываются). Оба типа кредитов могут выдаваться на льготных условиях для «официального содействия развитию», а их условия будут рассчитываться в соответствии с международными рекомендациями.
В целом проект Минфина (его подготовку в ведомстве курировал замминистра Тимур Максимов) пока выглядит недоработанным и расходится с пояснительной запиской: по ней он должен конкретизировать функции ведомств—участников процесса выдачи госзаймов, но полномочия детально записаны только для самого Минфина, роли остальных сторон описаны лишь концептуально. Так, предполагается, что отраслевые ведомства и госкорпорации, заинтересованные в выдаче экспортных кредитов, будут готовить заключения о целесообразности сделки. Агенту правительства (сейчас ВЭБ.РФ) надлежит проверять долговую устойчивость заемщика (совместно с Минфином), следить за соблюдением условий контракта российскими экспортерами и др. Обозначенные же в пояснительной записке полномочия Минэкономики по проведению экспертизы внешнеторговых контрактов в самом проекте не упомянуты вовсе. В Минфине “Ъ” сообщили, что проект «основательно прорабатывался и прошел согласование» со всеми ведомствами, но их полномочия «еще будут обсуждаться». В Минэкономики на запрос “Ъ” об участии ведомства в разработке проекта не ответили.
Несмотря на процедурный характер документа, он затрагивает и концептуальные вопросы, в частности Минфин определяет в нем цели и принципы политики долгового финансирования Россией других стран: формирование положительного облика РФ как кредитора, развитие партнерских отношений с другими странами и поддержка национальных интересов в части экспорта.
При этом принципы прямо ограничивают правительство в выдаче кредитов потенциальным заемщикам при наличии к ним финансовых претензий, например просроченной задолженности по кредитам РФ или СССР.
Поскольку решения о выдаче госзаймов преимущественно политические, введение регламента в этот процесс выглядит как попытка ограничить выдачу таких кредитов по конъюнктурным основаниям. Создание правовых оснований для отказа в кредите в общем случае должно увеличить вес российской стороны при переговорах; впрочем, при обсуждении выдачи очередного госкредита Белоруссии Москва как раз добивалась решения стратегических вопросов — дальнейшей интеграции стран (см. “Ъ” от 10 июля 2019 года), однако в результате Минфин Белоруссии предпочел заместить заем кредитом от КНР.
Впрочем, возможность договориться у потенциальных заемщиков на условиях, не предусмотренных постановлением, останется. Вопрос о выдаче кредитов Белый дом будет рассматривать в индивидуальном порядке «с учетом стратегического характера политических отношений РФ с государством-заемщиком и предложений МИДа», в этой конструкции Минфин де-факто снимает с себя ответственность за принятые решения, окончательно смещая вопрос в политическую плоскость.