Область перетягивает трафик

Связь

На фоне пандемии коронавируса, перехода многих предприятий на удаленную работу, а учащихся — на дистанционное обучение последовала значительная миграция жителей Петербурга в Ленинградскую область. В первом полугодии 2020 года это спровоцировало взрывной рост трафика мобильного интернета в регионе. Возросшая нагрузка требует от операторов расширять сети. Впрочем, цена на услуги, несмотря на ожидания абонентов и возросшие издержки, пока не растет, отмечают эксперты.

Основной рост как голосового, так и дата-трафика пришелся на конец марта и первую половину апреля, еще один пик роста объемов трафика пришелся на майские праздники

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Переселение петербуржцев в Ленинградскую область в марте и апреле этого года привело к настоящему буму на рынке связи, сообщил BG первый заместитель главы комитета цифрового развития региона Евгений Хомичев. В среднем общее потребление трафика увеличилось на 35%, а в отдельных локациях в апреле и мае наблюдался четырехкратный рост. Показатели примерно одинаковы как для фиксированной, так и для мобильной связи, при этом потребление трафика в будние и выходные дни сравнялось, подчеркивает господин Хомичев. Участники рынка отмечают, что удаленная работа и обучение увеличили трафик видео.

Сети операторов столкнулись с повышенной нагрузкой на каналообразующее оборудование, а операторы фиксированной связи — с более чем трехкратным ростом числа заявок на подключение к широкополосному доступу в интернет. Для устранения очередей на подключение новых абонентов некоторым операторам пришлось оперативно привлекать дополнительные ресурсы, рассказывают в комитете цифрового развития Ленобласти. Лидерами по росту потребления услуг связи стали пограничные с Петербургом районы, расположенные в западной части области.

Темпы роста

«Ростелеком», Tele2 и МТС сообщали о росте трафика на 15% в Петербурге в апреле, напоминает директор по внешним связям в Восточной Европе и Средней Азии координационного центра RIPE NCC Максим Буртиков. Дома в основном используется подключение к домашним сетям, а за городом — мобильный интернет, отмечает эксперт. С введением ограничений трафик мобильного интернета вырос в 3,5 раза, подчеркивает он. Специфика просмотра такова: около 50% расходуется в социальных сетях, 30% приходится на YouTube. «В Петербурге трафик перераспределился: из делового центра, торговых комплексов и аэропорта он ушел в спальные районы»,— рассказывает эксперт.

Основной рост как голосового, так и дата-трафика пришелся на конец марта и первую половину апреля, еще один пик роста объемов трафика пришелся на майские праздники, когда жители региона стали активнее использовать развлекательные онлайн-сервисы (онлайн-игры, интернет-кинотеатры), сообщили BG в МТС. Продажи сервиса для организации работы разъездного персонала в Петербурге в период с марта по май выросли в 92 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отметили в операторе. Наибольший рост зафиксирован в строительном, производственном и логистическом сегментах (70% новых подключений), а также в сфере оптовой торговли (17% новых подключений). В МТС подтверждают рост потребления голосового и интернет-трафика в мобильной и фиксированных сетях Петербурга на 15–20%, а в некоторых районах Ленобласти — в два раза.

Директор по продуктовому маркетингу Yota Дмитрий Рудских говорит, что компания зафиксировала значительное увеличение онлайн-продаж модемов и модемных SIM-карт: на неделе с 16 по 20 марта количество покупок увеличилось в два раза по сравнению с данными за неделю с 9 по 13 марта.

В первые недели ограничений дата-трафик в Ленинградской области увеличился на 36%, далее ситуация стабилизировалась и прирост составлял в среднем до 10% в месяц, заметили в Tele2. Однако рост трафика не означает, что выручка мобильных операторов значительно выросла, ведь полностью выпали доходы операторов от международного роуминга, произошло временное снижение трафика в салоны связи, а часть из них была закрыта, сообщили в компании. При этом пришлось вкладывать значительные средства в расширение сети и увеличение скорости мобильного интернета в новых локациях.

Областные лидеры удаленной работы

Значительная динамика трафика зафиксирована на территориях, где расположены крупные садоводства Ленобласти: во Всеволожском, Кировском, Тосненском, Выборгском и Приозерском районах. Например, по данным Tele2, на которые ссылается господин Буртиков, лидером стал Приозерский район (37%) с его знаменитым Карельским перешейком и обширными дачными поселками.

В первом полугодии стабильно росло количество подключений в b2c, пик продаж пришелся на весенние месяцы, делится межрегиональный директор макрорегиона «Северо-Запад» АО «ЭР-Телеком Холдинг» Александр Мотрич. «На самоизоляции людям потребовался быстрый, надежный интернет, чтобы комфортно работать и учиться из дома. Наилучшее качество и скорости обеспечивает проводная оптическая сеть, поэтому к нам стали активно подключаться клиенты, которые до этого выходили в сеть только через мобильные устройства или пользовались не очень качественным интернетом. Также выросло количество подключений в частных домах, поскольку многие решили провести самоизоляцию за городом»,— отмечает он. Спрос на подключение загородных домов вырос в среднем в полтора раза, а в апреле количество подключений выросло более чем в два раза, по отношению к марту, подчеркивают в «ЭР-Телеком Холдинге». Стоимость оказания услуг в частном секторе зависит от технологии подключения и может сильно отличаться, добавляют там. В среднем цена тарифа 100 Мбит/с может варьироваться в пределах 1–4 тыс. рублей, оценивает господин Мотрич.

На проводе офис

Господин Буртиков уверен, что офисный сегмент связи не просел, в частности, из-за возросшего спроса на услуги по организации удаленного режима работы. «Восстановление идет постепенно — это легко проследить по изменениям трафика с постепенным снятием ограничений»,— указывает эксперт.

В «ЭР-Телекоме» подчеркивают, что выручка офисного сегмента рынка связи в Петербурге за полгода просела минимум на 5%. Поскольку бизнес-центры пустовали, многие клиенты воспользовались приостановкой использования услуг. «Мы опасались худшего развития событий, но по факту сейчас большинство офисов вернулось к работе. Рынок постепенно восстанавливается, операторы связи получают отсроченные платежи. Мы практически отыграли выручку, недополученную во время карантина»,— поясняет господин Мотрич. В марте и апреле многие предприятия заморозили обслуживание, признает он. В результате продажи «ЭР-Телекома» весной упали почти в два раза. Наибольшее снижение активности продемонстрировали малый бизнес и сегмент SOHO (малый и домашний офис). При этом часть компаний, наоборот, активно развивалась — это службы доставки, онлайн-магазины, пункты выдачи, подчеркивает он.

Взаимосвязанные прогнозы

По оценкам комитета цифрового развития Ленобласти, трафик голосовой связи, мобильного, и проводного интернета в регионе будет постепенно снижаться, однако маловероятно, что он опустится до «доковидных» показателей. Скажется и сезонный фактор: с наступлением холодов жители Петербурга вернутся с дач в городские квартиры. Повлияет и изменение режима ограничений на въезд и выезд между регионами и странами. При сохранении ограниченных возможностей для поездок жителей за рубеж в комитете прогнозируют в среднем увеличение объема потребления трафика на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в будние дни и на 25% — в выходные и праздничные.

Господин Буртиков считает, что модернизация и развитие сетей замедлятся, а влияние кризиса сохранится на ближайшее время, что скажется и на внедрении новых технологий. В целом пандемия подтвердила и усилила значимость телекоммуникаций в жизни, говорит господин Мотрич. «Операторам, по всей видимости, придется серьезно переосмыслить свои бизнес-модели, так как, несмотря на рост подключений, выручка снижается из-за стремительно растущих расходов на развитие сетей»,— полагает он. Господин Буртиков подчеркивает, что, несмотря на значительные инвестиции операторов, цены на услуги, вопреки ожиданиям абонентов и возросшим издержкам, пока не растут.

В среднем трафик в сети в «ЭР-Телекоме» растет на 27% в год. «Чтобы справиться с этим потоком данных, операторам приходится постоянно расширять сети, запускать еще более скоростные тарифы. Мы предполагаем, что тренд роста трафика и, как следствие, расширение емкости сетей, распространение скоростных тарифов сохранятся и в 2021–2022 годах»,— добавляют в компании.

Что касается загородного потребления, то прелести дачной жизни пришлись по вкусу многим, говорит господин Буртиков. Отчасти динамика рынка связи схожа с всплеском на рынке загородной недвижимости, однако с ослаблением ограничительных мер ситуация выравнивается, уверен он.

Впрочем, многие компании оценили выгоду удаленной работы сотрудников и оставляют этот режим на постоянной основе. «Не забывайте и о безработице, которая тоже коснулась многих, и этот тренд будет только нарастать. У людей нет потребности жить в центре, а обитание в деревне традиционно обходится дешевле. Повлиять на решение вернуться в город может начало учебного года. Но если семьи с детьми не будут зависеть от стационарного школьного образования, то согласятся на это далеко не все»,— рассуждает эксперт.

Яна Войцеховская

Вся лента