Инструмент для чиновника
Рейтинги
В июле Агентство стратегических инициатив (АСИ) опубликовало очередной ежегодный Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. Петербург в нем занял четвертое место, а Ленобласть — тринадцатое. Корреспондент BG Юлия Мартыненко разбиралась, насколько важен этот рейтинг для инвесторов при принятии решения об инвестировании в тот или иной регион.
Большинство опрошенных специалистов пришло к выводу, что в существующих реалиях подобные рейтинги не отражают в полной мере настоящее положение вещей. Сооснователь компании City Life Александр Тьяхов рассуждает: «Сложно в период пандемии оценивать изменения инвестиционной привлекательности регионов. Опубликованный рейтинг представляет собой оценку определенных, отдельных параметров и необходим для поддержания конкуренции среди регионов. Серьезные инвесторы вряд ли всерьез руководствуются данным рейтингом, думая о крупных вложениях».
Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге, говорит: «Полагаю, что для действующих игроков рейтинг не оказывает значимого влияния на принятие решений. А для тех немногочисленных инвесторов, которые рассматривают выход в тот или иной регион для размещения производства, экспансии розничной сети или иных инвестиций, само по себе место в рейтинге имеет не столь важное значение. С другой стороны, важны слагаемые этого рейтинга (и в этом он и полезен, на мой взгляд), существенные для конкретного вида бизнеса (например, получение разрешения на строительство или подключение к сетям). В любом случае, принятие инвестиционного решения зависит от массы других субъективных факторов, которые невозможно описать с помощью какого-либо рейтинга».
Субъективная оценка
Федор Коньков, управляющий партнер института территориального планирования «Урбаника», считает, что любой рейтинг субъективен. Но в целом как инструмент сравнения он представляет определенный интерес, полагает он, хотя скорее не для конкретных инвесторов, а для прессы и профильных экспертов. «Инвестор, как правило, руководствуется не обобщенными данными по региону, а конкретными характеристиками интересных ему территорий — обеспеченностью транспортной и инженерной инфраструктурой, наличием земельных ресурсов и квалифицированных кадров, профессионализмом местных властей»,— подчеркивает господин Коньков.
Валерий Емельянов, аналитик ИК «Фридом Финанс», с коллегой согласен: «Эти рейтинги достаточно субъективны, поскольку они базируются на экспертных оценках и на опросах предпринимателей. Очевидно, что подобрать таких специалистов, которые бы знали специфику всех регионов, и такие виды бизнеса, которые бы работали во всех уголках страны, просто нереально. Поэтому рейтинг привлекательности в основном отражает сводное общественное мнение о состоянии российских регионов. Да, это мнение неслучайных людей, но все же оно субъективно».
По его мнению, основное назначение рейтинга инвестпривлекательности — это обмен информацией между региональными властями. Благодаря собранной статистике удается найти образцово-показательные регионы, например, в вопросах работы электронного правительства и в скорости подключения к сетям. И затем этот опыт пытаются применить в других частях страны. «Так федеральные власти стимулируют конкуренцию между регионами, что на самом деле небесполезное занятие. За последние шесть лет список лидеров заметно поменялся, то есть реформы на местах действительно происходят. Условно говоря, никто не хочет быть последним»,— замечает господин Емельянов.
Слабый ориентир
Виктор Заглумин, партнер Bright Rich | CORFAC Int., признает, что рейтинги инвестиционной привлекательности, демонстрируя особенности развития региона, могут выступать одним из ориентиров для профессиональных инвесторов. «Также такие рейтинги могут использоваться финансовыми структурами при принятии решения о кредитовании проекта или крупными федеральными компаниями (например ритейлерами) при принятии решения о выходе на рынки регионов. Но в силу того, что методология оценки субъектов не представлена в публичном доступе в полном объеме, ключевым ориентиром для профессиональных игроков рынка эти рейтинги являться не могут. Как правило, федеральные компании используют актуальные данные собственных департаментов развития и аналитики и могут использовать разнообразные рейтинги в качестве одного из инструментов интегрированного подхода»,— рассуждает эксперт.
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg, не смог припомнить, чтобы кто-то из инвесторов спрашивал об этом рейтинге или просил его прокомментировать. «Российские инвесторы все-таки более или менее знают, что из себя представляет регион, какая у него политика, насколько администрация заинтересована в сотрудничестве. Я думаю, что данный рейтинг — преимущественно инструмент для чиновников, чтобы они могли сравнить результат друг друга и понять, где они находятся относительно других регионов»,— полагает он.
Наталья Осетрова, руководитель проекта Gatchina Gardens, поддерживает эту точку зрения: «В гонке за местом в рейтинге АСИ заинтересованы лишь органы исполнительной власти субъектов, потому что в конечном итоге — это оценка эффективности их работы. И, что особенно важно, оценка их работы федеральным центром. Инвесторы не ориентируются ни на какие рейтинги при выборе места размещения, а рассматривают конкретные показатели: емкость рынка, устойчивость среднего класса в регионе (от этого зависит объем платежеспособного спроса и предпосылки к росту благосостояния жителей региона), отсутствие коррупции, административных препон и барьеров». Она уверена, что самый большой удар по бизнесу наносят постоянные изменения законодательной базы, изменения без детальной проработки и тестирования. Политическая стабильность также имеет значение для безопасности инвестиций, а она напрямую связана с доверием населения к власти. «В деловом сообществе инвестиционная привлекательность анализируется и обсуждается внутри рынка. Лучший показатель развития и "сигнал" для инвесторов — это стремительное наращивание в регионе разнопрофильных бизнес-портфелей, стремительно развивающийся малый и средний бизнес, приток специалистов высокой квалификации»,— полагает госпожа Осетрова.
Господин Тьяхов замечает, что Петербург всегда был привлекательным регионом для инвестиций. И последние пять-семь лет инвестиционный климат сильно не менялся (хотя, к примеру, шесть лет назад Петербург находился ниже Ленобласти в рейтинге, которая занимала 13-е место.— BG). «Ленобласть недооценена с точки зрения инвестпривлекательности — в плане того же самого туризма. Внутренний туризм в настоящее время является драйвером всей туристической отрасли. Ленобласть привлекательна для туристических потоков своими историческими городами, такими как Гатчина или Выборг. Но при этом Ленобласть не готова к потенциальному всплеску внутреннего туризма. Недостаточное количество мест размещения, инфраструктуры, продуманных маршрутов. Огромный потенциал региона лежит также в области санаторно-курортного направления. И в этом смысле новые проекты комплексов апартаментов вдоль южного побережья Финского залива территории, прилегающие к Выборгу, которые смогут предложить, кроме проживания, определенный набор оздоровительных и социальных опций, станут в ближайшем будущем одним из самых востребованных форматов загородного туризма»,— рассуждает господин Тьяхов.
Инвестор все знает
Вера Сережина, директор управления стратегического маркетинга группы RBI, говорит: «Мы хорошо знакомы с Санкт-Петербургом и Ленобластью, поэтому RBI в меньшей степени оценивает привлекательность локаций по рейтингам, скорее решения принимаются на основании уровня спроса, интереса к локации, насыщенности ее инфраструктурой. Но если необходимо выйти в новый, незнакомый регион, то такой метод будет очень полезен. Например, несколько лет назад мы рассматривали возможность экспансии в другие регионы России. Чтобы оценить их привлекательность, создали свой рейтинг на основе экономических, социальных и девелоперских показателей. Рейтинг АСИ, на мой взгляд, вызывает уважение, в нем отражены важные параметры. Ленинградская область сейчас действительно "просела" по сравнению с Петербургом. С отменой режима самоизоляции жизнь за городом стала казаться не такой радужной: нужно тратить время на дорогу, в зависимости от локации могут быть неразвитые инфраструктура и подъездные пути. Но нужно смотреть, как долго продлится такая тенденция, тогда можно будет говорить о новом тренде, а не о разовом явлении».
Анастасия Новгородская, директор по продажам и маркетингу СК «Инвестторг», уверена, что Ленинградская область всегда была привлекательна для реализации проектов нового строительства. «Особенно это видно на примере застройки таких локаций, как Кудрово и Девяткино. Данная недвижимость пользовалась большим спросом, и многие семьи благодаря ее доступности смогли решить квартирный вопрос. Однако территории застраивались достаточно быстро, текущая инфраструктура не справлялась, и на застройщиков власть наложила дополнительные обязательства: строительство дорог, объектов здравоохранения, образования. В настоящее время земельный ресурс Ленобласти на границе с Петербургом практически себя исчерпал. Несмотря на то, что застройщики стали уходить на городские территории, привлекательность Ленобласти пока не упала»,— считает она.
Наталья Осетрова заключает: «Я уверена, что если бы рейтинги соответствовали реальному состоянию бизнеса в регионе, то мы бы видели совершенно иную картину деловой активности. Например, мы говорим о повышении рейтинга Петербурга и о снижении Ленобласти в этом рейтинге. Я в таких показателях сомневаюсь. Я девелопер, практик, и я вижу огромную разницу между городом и областью в части согласовательных процедур, и именно по этой причине многие девелоперы перебирались в свое время в Ленинградскую область. Я уже не говорю о том, как системно и профессионально Ленинградская область работала в период пандемии, не блокируя при этом бизнес на 100%, а вырабатывая совместно комбинаторные сценарии точечно, соблюдая при этом меры безопасности и профилактики распространения заражения. В постпандемический период мы видим отношение властей Петербурга к малому и среднему бизнесу, к гостям города в целом, на примере странного закона о барах площадью 50 кв. м, по сути, похоронившего образ города как гастрономической столицы мира с множеством уютных, стильных, аутентичных кафе и баров. Здесь же вспоминается жесткая и бескомпромиссная позиция города по открытию торговых центров, идущая наперекор прежде всего собственной налогово-бюджетной политике. Когда бизнес пытается самостоятельно, без поддержки властей, как может, пережить кризис, выбивать из под него стул, не проявив гибкость, не проработав альтернативные меры, ограничившись чрезмерными запретами,— это и есть реальное отношение властей города к бизнесу. Мощный блок категоричных ограничительных мер и отсутствие эффективной стратегии, поддержки со стороны властей — вот что действительно сказывается на инвестклимате. Посмотрим, как это отразится в рейтинге АСИ за 2020 год».