Тамань скрывается в тумане
Власти могут смириться с провалом проекта порта
Как выяснил “Ъ”, правительство готово исключить новый сухогрузный район морского порта Тамань из комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). Порт за 183 млрд руб. стал неинтересен ключевым грузовладельцам — СУЭК и «Кузбассразрезуглю» — на фоне падения цен на уголь. Кроме Тамани, в список на вылет попали угольный терминал «Север» и зерновой терминал Зарубино на Дальнем Востоке, которые первоначально должна была строить группа «Сумма». Вместо них рассматривается включение в КПМИ «Дальтрансугля» и зерновых терминалов в Высоцке и Тамани.
Проект сухогрузного района морского порта «Тамань» стоимостью 183 млрд руб. планируется исключить из КПМИ. Это следует из документов к состоявшемуся в конце июля заседанию правкомиссии по транспорту, которую возглавляет первый вице-премьер Андрей Белоусов. В бумагах говорится, что «реализация мероприятия остановлена, инициировано исключение из федерального проекта».
В Росморпорте подтвердили “Ъ”, что Минтранс поддержал исключение проекта из КПМИ. «Проблема заключается в отсутствии грузовой базы и заинтересованных инвесторов. В частности, в связи со сложившейся ситуацией на внешних рынках и отсутствием грузопотока такие крупные компании, как АО "СУЭК" и АО "УК Кузбассразрезуголь", отложили рассмотрение участия в проекте»,— сказали в агентстве. Там отметили, что всегда готовы оказать поддержку частным стратегическим инвесторам в этот проект, «но на данном этапе таких организаций нет».
Юрий Цветков, заместитель главы Минтранса, о проекте сухогрузного района порта Тамань, 6 июля
Ничего пока не происходит, инвесторы желанием не горят
Проект сухогрузного района морского порта Тамань обсуждается с 2012 года и не раз менялся. Последняя версия вообще не предполагала привлечения бюджетных средств. Концессионером должно было выступить ООО «РМП-Тамань» (принадлежит Росморпорту). Планировалось, что инвесторами станут «Кузбассразрезуголь» (КРУ), «Металлоинвест» и СУЭК (с долей по 22,5%), еще 10% могло выкупить ОАО РЖД. В рамках первого этапа с завершением в 2023 году мощность порта должна была составить 62 млн тонн, затем превысить 90 млн тонн.
Но конъюнктура изменилась: цены на уголь упали, экспорт сократился (за семь месяцев — на 9,2%, до 196 млн тонн). Компании потеряли интерес к поставкам через южные и северо-западные порты РФ. Даже уже построенный в Тамани терминал ОТЭКО сталкивается с проблемами — власти хотят субсидировать его, чтобы снизить ставку перевалки и ориентировать на экспорт более дорогого коксующегося угля.
В администрации Краснодарского края отказались комментировать, сколько денег вложено в проектирование и переделку проекта, а также выкуп земель. В 2016 году сообщалось, что бюджет РФ направил на проектирование 1,8 млрд руб. Источники “Ъ” отмечают, что после этого проект не раз менялся, по нему заказывались различные исследовательские работы.
Надежда Малышева из PortNews считает неправильным исключать проект из КПМИ без механизма возврата потраченных средств. Неясно, кто теперь будет компенсировать расходы на проектирование и корректировки. В будущем утвержденный всеми участниками механизм внесения поправок в КПМИ мог бы предостеречь от лишних трат, полагает эксперт.
Кроме Тамани, из КПМИ предлагается исключить угольный терминал «Север» стоимостью 21,6 млрд руб. и строительство зернового терминала в порту Зарубино за 62,5 млрд руб. (из них 3,7 млрд руб. из бюджета).
Оба проекта планировала реализовать группа «Сумма» Зиявудина Магомедова к 2024 году, но после ареста бизнесмена в марте 2018 года они встали. В прошлом году «Севером» интересовался «Востокуголь» (см. “Ъ” от 19 июля 2019 года), но сейчас компания погружена в корпоративный конфликт.
В Минвостокразвития сообщили “Ъ”, что информация об исключении этих проектов из КПМИ не поступала, и, скорее всего, министерство выступит против. В Минтрансе лишь уточнили, что решение по исключению проектов из КПМИ пока не принято.
В то же время, по данным “Ъ”, еще несколько проектов могут быть, наоборот, включены в КПМИ. Среди них — увеличение мощностей терминала «Дальтрансуголь» (СУЭК) до 40 млн тонн стоимостью 31,8 млрд руб., «Высоцкий зерновой терминал» «Технотранса» за 9,4 млрд руб. и зерновой терминала в порту Тамань «Агрохолдинга-Тамань» за 32,5 млрд руб. Впрочем, как отмечается в документе, пока инвесторы не подтверждают своих намерений, кроме того, не решены и вопросы с землей.