Правительство тоже хочет все делать по интернету
Диана Галиева о том, как цифровизация государства потребовала оцифровки бизнеса
На прошлой неделе на совещании президента с правительством вице-премьер Дмитрий Чернышенко в очередной раз указал на позитивный опыт пандемии в части цифровизации власти. «Мы можем запускать электронные госуслуги буквально с колес»,— отметил чиновник, пожелав и теперь «поймать волну» и «не потерять этот темп». Хотя на заседании речь шла лишь о распространении федерального опыта на регионы и централизации процесса выстраивания сервисного государства, очевидно, что власти, осознавшие собственные успехи в переходе на цифру, в последние месяцы все чаще задумываются и об «ответной» цифровизации делового сектора.
Так, по данным “Ъ”, Минэкономики внесло в Белый дом законопроект о переводе делового документооборота в электронный вид. Документ закладывает основы регулирования электронного документооборота — от создания документов до их конвертации в различные форматы с сохранением юридической значимости (речь идет в том числе о документации бухгалтерского учета, аудиторских заключениях, кредитных договорах, согласиях на обработку персональных данных и пр.). По задумке Минэкономики при создании дубликатов бумажных документов в электронном виде исходные экземпляры в общем случае могут быть уничтожены через год (сейчас обязательный срок хранения — до 75 лет). По словам замглавы Минэкономики Владислава Федулова, инициатива «сэкономит предпринимателям время, место и деньги». По данным ведомства, затраты одного крупного банка на хранение бумажных документов могут составлять до 2,5 млрд руб. в год, а общие затраты всего российского бизнеса — до 3,5 трлн руб.
Сами предприниматели к этим оценкам относятся неоднозначно: сейчас расходы бизнеса на хранение бумаг могут ограничиться арендой комнаты в офисе, перевод в электронный вид потребует расходов на дата-центры, облачные хранилища и т. д. В целом же собеседники “Ъ”, хотя и указывают на успешный эксперимент Минтруда по переводу кадровых документов в цифру на фоне «ковидного» перевода сотрудников на удаленную работу, оценивать новую инициативу не спешат. Бизнес опасается, что после разработки подзаконной базы цифровизация документооборота в сухом остатке окажется лишь дополнительным инструментом контроля.
Впрочем, Минэкономики на обязательном переходе в электронный формат пока и не настаивает, предлагаемая им цифровизация — дело добровольное. Однако собеседники “Ъ” в деловых кругах отмечают, что это не единственный проект «ответной» цифровизации бизнеса, над которым работает правительство, и подход Минэкономики наиболее мягок — другие предполагают принудительный перевод бизнеса в цифру. Вопреки ожиданиям карантинный период выработал у чиновников устойчивую привычку все делать через интернет, и возврата к старым правилам, скорее всего, не будет.