Просвет в конце света
Второй «Поезд в Пусан» в российском прокате
В прокат вышел «Поезд в Пусан-2: Полуостров» Eн Сан Хо — продолжение зомби-хоррора 2016 года. Второй фильм по сравнению с первым показался Юлии Шагельман совсем уж незамысловатым, но подарил надежду, что после пандемии жизнь только начинается.
Четыре года назад Южную Корею охватила эпидемия страшного вируса: началось все, как водится, с утечки из секретной лаборатории, первыми жертвами стали дикие животные, потом начали заражаться и откусывать друг другу головы люди. Нескольким десяткам человек, представляющим собой социальный срез корейского общества, не повезло оказаться в запертом и несущемся на всех парах поезде со стремительно зомбифицирующимися согражданами — до конечной станции доехали не все. Смотреть на это было увлекательно (а уж пересматривать в эпоху коронавируса — вдвойне), фильм стал хитом и на родине, и за границей, так что продолжение было логичным шагом, и бюджет на него выделили побольше.
Для тех, кто подзабыл, в чем дело, в начале сиквела обрисовывает обстановку европеоидная блондинистая пара, сидящая в студии условного западного ток-шоу. Как и в жизни, с тех событий прошло четыре года, вакцина от вируса так и не найдена, Южная Корея в блокаде, все сообщение с окружающим миром прервано (в Северной, кажется, смогли победить зомби-апокалипсис с помощью чучхе и тяжелой артиллерии, но это неточно). Немногие спасшиеся затерялись в соседних странах.
Один из них — бывший военный Хан Джон Сок (Кан Дон Вон), который в первые дни эпидемии попытался вывезти за границу свою сестру с мужем и ребенком. Увы, спастись удалось только ему и зятю. Теперь они прозябают в Гонконге без денег и работы, а местные жители шарахаются от них, как от возможных носителей зомби-заразы. К тому же Хан Джон Сока мучает чувство вины за смерть сестры и ее сына. Зато в качестве компенсации за все эти страдания его армейская стрижка отросла стильными локонами, которые будут красиво развеваться на ветру в ключевые моменты картины.
Так как терять Хан Джон Соку, его родственнику и еще парочке таких же доходяг больше нечего, они соглашаются на сомнительное предложение: вернуться на родину, или, как ее называют, Полуостров, найти в руинах портового города Инчхона брошенный инкассаторский грузовик с 20 миллионами никому там не нужных долларов и по-братски разделить их с гонконгскими бандитами. Задача кажется не такой уж сложной — да, зомби никуда не делись, но в темноте они плохо видят и почти неподвижны, так что если управиться за одну ночь, то все пройдет как по маслу. Разумеется, ничего не пойдет как по маслу.
Зритель, привыкший к голливудским сиквелам, ждет от продолжения, что оно будет ровно таким же, как первая часть, только масштабнее. Однако Eн Сан Хо подходит к этому принципиально иначе: второй фильм совсем не похож на первый. Тот был герметичным триллером в замкнутом пространстве с элементами драмы, социальной критики и ритуальной слезинкой ребенка (ну и с живыми мертвецами, не дававшими заскучать ни зрителям, ни персонажам). Новый фильм — размашистый боевик, напоминающий одновременно о блаженных временах видеосалонов и таких сравнительно свежих голливудских достижениях, как «Война миров Z» (2015), откуда прибежали толпы зомби, имеющих обыкновение сбиваться в кучу и сыпаться с высоких поверхностей, и «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015), из которого позаимствованы адреналиновые погони, составляющие добрую половину экранного времени.
Злодеи во втором «Поезде» стали совсем уж карикатурными, а главные герои надежно защищены «сюжетными доспехами». С самого начала понятно, что Хан Джон Сок и героическая женщина Мин Джун (Ли Джон Хён), с которой он познакомится в инчхонских развалинах, спасутся, приобретя по парочке эффектных шрамов и потеряв только тех второстепенных персонажей, которым на роду, то есть в сценарии, написано стать расходным материалом. Дети для повышения эмоциональных ставок здесь тоже есть, но, в отличие от девочки из первой части, они могут за себя постоять получше многих взрослых. Однако концовка фильма с беспощадно замедленной съемкой, восходящим солнцем и надрывающимися скрипками за кадром становится настоящим сюрпризом — то ли авторы решили пошутить, то ли и правда за прошедшие годы поверили, что счастливый финал для человечества все-таки возможен.