Тонкая красная дорожка
Чего ждать от Венецианского кинофестиваля?
2 сентября открывается 77-й Венецианский кинофестиваль — первый из мировых киносмотров, который пройдет в обычном формате после вспышки эпидемии COVID-19. Впрочем, с учетом новых мер безопасности он не будет похож на предыдущие. Подробности — от нашего специального корреспондента в Венеции.
Ведущие мировые издания, такие как Frankfurter Allgemeine и The New York Times, уже назвали организацию Венецианского кинофестиваля в период эпидемии «актом героизма». Теперь внимание европейской прессы приковано к двум первым лицам венецианского смотра: художественному руководителю фестиваля с 2012 года Альберто Барбере (он пообещал возродить имидж кинофестиваля как «самого бескомпромиссного и творческого»), а также новому президенту кинофестиваля Роберто Чикутто. Он уроженец Венеции, в 2009–2014 годах возглавлял Римский международный кинорынок. На презентации Чикутто сообщил журналистам, что, несмотря на чрезвычайное положение, администрация Венецианской мостры «не пошла на компромисс при отборе картин для официального конкурса, а также приложила все усилия, чтобы проведение фестиваля с реальными зрителями не было отменено,— это можно считать признаком выздоровления киноиндустрии». Тот факт, что фестиваль проходит на севере Италии, является особенно критичным, учитывая, что венецианский регион долгое время считался зоной повышенного риска в связи с эпидемией COVID-19. Чикутто полагает, что нынешнее мероприятие будет «похоже на лабораторию, которая собирается провести новые испытания по организации и логистике кинофестиваля».
Незадолго до фестиваля его администрация выпустила «рекомендации по защите от COVID-19». Буквально каждого гостя фестиваля ожидают ежедневные проверки и измерение температуры перед допуском на территорию кинофестиваля, а также перед входом в кинозал. В доступе будет отказано всем, у кого температура тела 37,5°C или выше. Вход на территорию будет осуществляться в специальных точках, оснащенных термосканерами. Особенно строгий контроль ожидает делегации из стран, находящихся за пределами шенгенской зоны. Им придется пройти тестирование на COVID-19 до отъезда из своих стран, а второй тест будет проведен в Венеции под наблюдением La Biennale.
В качестве мер предосторожности на период фестиваля будет создано несколько площадок для кинопоказов под открытым небом. Одна из них находится в Венецианских садах (Джардини), другая — на острове Лидо. Некоторые фильмы будут также показаны в Cinema Rossini в районе Сан-Марко и в Centro Culturale Candiani в Местре, куда перенесли большинство премьер для любителей кино.
Зрителей в залах теперь будут рассаживать согласно введенным в Италии правилам «социально-дистанционных показов», то есть гостей должно быть значительно меньше, чем мест в зале (не менее половины мест в залах показов останутся свободными). На протяжении всего фестиваля гости обязаны будут носить маски как внутри помещений, так и на всех открытых площадках. К сеансам и пресс-показам доступ будет осуществляться после резервирования места онлайн.
На трибунах для фотографов будут пронумерованы места, а доступ на красную ковровую дорожку открыт только для аккредитованных гостей.
Общая программа в Венеции включает теперь около 60, а не 80 фильмов, как это было в прошлом году.
За день до открытия кинофестиваля представители киноиндустрии, журналисты и члены жюри обычно собирались на вечеринку в отель «Даниэли». В этом году вечеринку отменили, а гостей ожидает показ документального фильма «Молекулы», посвященного жизни Венеции во время весенней изоляции из-за вспышки COVID-19. Многие режиссеры и продюсеры фильмов будут, как и раньше, лично сопровождать свои работы в Венеции. Для тех авторов, кто не сможет приехать из-за ограничений с выездом из своих стран, организаторы фестиваля проведут презентации и конференции в режиме онлайн.
Откроет кинофестиваль картина итальянского режиссера Даниэле Лукетти «Шнурки», которая расскажет о кризисе итальянской семьи и общества в 1980-е годы. Закроет конкурс также итальянский режиссер Стефано Мордини с психологическим триллером «Дай мне уйти». Из 18 фильмов, претендующих на «Золотого льва», восемь (по сравнению с двумя в прошлом году) сняты женщинами-режиссерами. Поклонников российского кино должно вдохновить возвращение Андрея Кончаловского в венецианский конкурс. Ни одна из его картин не оставалась без наград, начиная с фильма «Первый учитель» 1966 года. «Дом дураков» (2002), «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014) и «Рай» (2016) были отмечены многочисленными наградами («Серебряный лев», Гран-при). Нынешняя картина мастера — «Дорогие товарищи!» — посвящена трагическим событиям в Новочеркасске в 1962 году, когда были жестоко подавлены мирные протесты рабочих. Две другие российские картины — «Конференция» Ивана Твердовского (см. «Огонек» от 17.08.2020) и «Китобой» Филиппа Юрьева покажут в программе «Дни Венеции». Действие дебютного фильма Юрьева разворачивается на Русском Севере, где юный чукотский охотник виртуально влюбляется в девушку, живущую в Америке.
Среди конкурсных картин выделяются «Земля кочевников» Хлои Чжао (автор блокбастера «Вечные»), которую спродюсировала оскароносная Фрэнсис Макдорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Она же сыграла в фильме главную роль. Картина основана на одноименной книге Джессики Брудер, по сюжету героиня, Ферн, теряет все свои средства во время экономического кризиса 2008 года и отправляется в путешествие по современной Америке, живя как настоящая кочевница.
Фильм израильтянина Амоса Гитая «Лайла в Хайфе» рассказывает историю бара в Хайфе, в котором встречаются самые разные люди. Фильм «Ты куда идешь, Аида?» — новая работа боснийского режиссера Ясмилы Жбанич, ее фильм «Грбавица» получил «Золотого медведя» в Берлине в 2006 году. Картина польского режиссера Малгожаты Шумовской «Снег больше не пойдет» рассказывает об украинском эмигранте в Польше; фильм уже стал номинантом на «Оскар» 2021 года. В Венеции также покажут и три фильма из Ирана, самым значительным из которых является проект «Дети солнца» Маджида Маджиди: он посвящен самым маленьким жертвам экономического кризиса в стране. Картина японского режиссера Киеси Куросавы «Жена шпиона» поведает о молодой супружеской паре, которая попадает в водоворот политических событий накануне Второй мировой войны. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие в конкурсе американских картин. США в конкурсе представлены лишь одним фильмом — «Мир грядущий» Моны Фастволд, с Ванессой Кирби и Кейси Аффлеком в главных ролях: фильм рассказывает о борьбе за права человека в Америке XIX века.
Вне основного конкурса покажут новые работы Кантена Дюпьё (Франция), Алекса де ла Иглесиа (Испания), Адильхана Ержанова (Казахстан), Лава Диаса (Филиппины), а также внучки Фрэнсиса Копполы — Джии. С большим нетерпением на фестивале ожидают политическую сатиру «Герцог» Роджера Мишелла: фильм рассказывает о громком похищении картины Франсиско Гойи «Портрет герцога Веллингтона» из Национальной галереи в Лондоне в 1961 году. Победителей фестиваля будет в этом году выбирать жюри под руководством актрисы Кейт Бланшетт. Фестиваль также вручит «Золотых львов» за творческие заслуги актрисе Тильде Суинтон и режиссеру Энн Хуэй.