Центр вызвал кризис на себя
Бюджеты территорий дофинансированы трансфертами
Коронакризис формально не отразился на общем состоянии местных бюджетов — по данным Минфина, по итогам первой половины 2020 года бюджеты городов, районов и сел в целом по стране исполнены с небольшим профицитом. Однако достичь этого удалось за счет помощи сверху — объем межбюджетных трансфертов вырос сразу на 23% на фоне сокращения собственных налоговых и неналоговых доходов. На региональном уровне ситуация выглядит не лучше — впервые с 2011 года консолидированный бюджет субъектов РФ в первом полугодии исполнен с дефицитом, на этом уровне рост сумм трансфертов центра составил почти 60%.
Доходы третьего уровня бюджетной системы РФ — местных бюджетов по итогам первого полугодия 2019 года составили 2,142 трлн руб., расходы — 2,107 трлн руб., следует из опубликованных вчера данных Минфина. Относительно первой половины 2019 года доходы местных бюджетов приросли на 7%, расходы — на 7,7%.
В итоге профицит первого полугодия лишь немногим отличается от прошлогоднего — 34,9 млрд руб. против 45 млрд. Превышение доходов местных бюджетов над расходами Минфин фиксирует в 50 из 85 российских регионов (более всего — в Свердловской и Московской областях, в Дагестане). Местные дефициты были в 35 субъектах (самые значительные — в Чувашии, в Самарской и Ярославской областях).
В разбивке суммы прироста доходов выглядят уже не столь воодушевляющими. Собственные налоговые и неналоговые поступления местных бюджетов сократились (на 1,9% и 14,5%), сбалансировать их удалось только за счет наращивания межбюджетных трансфертов. Из суммы всех поступлений налоговые и неналоговые доходы составили менее трети — 689,6 млрд руб., или 32,2%, на трансферты с учетом субвенций пришлось 1,453 трлн руб., или 67,8%.
Если же считать трансферты без учета субвенций (поскольку последние выделяются на финансирование переданных на места полномочий и к собственным доходам местных бюджетов не относятся), то их сумма составила за полугодие 540,4 млрд руб., или 43,9% собственных доходов. Такой объем финансовой помощи на 23,3% превышает уровень первой половины 2019 года.
Почти на две трети налоговые сборы местных бюджетов — это поступления налога на доходы физических лиц — 65,8%, или 385,3 млрд руб. Роста НДФЛ из-за стагнации доходов населения практически нет — лишь плюс 0,7% к сопоставимому периоду. С большим отставанием на втором месте среди источников поступлений — налоги на совокупный доход (ЕНВД, сельхозналог, патент) — 15,2%, или 88,9 млрд руб., на третьем — земельный налог — 10,8%, или 63,1 млрд руб. (снижение поступлений фиксируется по всем названным налогам). Что касается расходной части местных бюджетов то здесь, как и прежде, больше половины трат пришлось на образование — 55,3%, или 1,164 трлн руб. из общих 2,107 трлн.
Отметим, что при всех проблемах итоги исполнения бюджетов на местном уровне выглядят все же лучше, чем на региональном. Центр развития НИУ ВШЭ в выпущенном вчера комментарии отметил, что консолидированный бюджет российских регионов в первом полугодии был исполнен с дефицитом впервые с 2011 года,— его размер составил 214 млрд руб. Из-за кризиса налоговые и неналоговые доходы регионов сократились в годовом выражении на 7%, а трансферты центра выросли сразу на 57%. Расходы региональных бюджетов в январе—июне увеличились на 19% (прежде всего за счет роста трат на здравоохранение на 85% в годовом выражении).