В «Компакте» наступила эпоха «Возрождения»
Банк банкротит крупного генподрядчика из-за поручительства по кредиту
Банк «Возрождение» подал банкротный иск к АО «Компакт» (входит в одноименную ГК, которую основал Клименти Касрадзе). Сумма исковых требований превышает 188 млн рублей. «Компакт» выступал поручителем компании «Монолит-Кировстрой» по кредиту для строительства ЖК «Полежаевский парк» в Петербурге. Эксперты предполагают, что к финансовым сложностям компании могли привести разногласия с заказчиками.
Банк «Возрождение» банкротит АО «Компакт», следует из картотеки арбитражных дел. Кредитная организация требует с ответчика 188,4 млн рублей. Иск еще не принят к производству, дата предварительных слушаний не назначена.
Летом 2019 года банк «Возрождение» уже пытался отсудить свои деньги у АО «Компакт», но тогда кредитная организация банкротный иск решила не подавать. Сумма требований практически не отличалась от нынешних: разница составляет чуть более 200 тыс. рублей. Из материалов дела следует, что АО «Компакт» выступало поручителем по обязательствам АО «Монолит-Кировстрой» перед банком «Возрождение» в пределах 330 млн рублей, следует из решения Арбитражного суда Москвы. В 2018 году заемщика признали банкротом, а в 2019 году кредитная организация потребовала «Компакт» выплатить 188,2 млн рублей долга. В декабре 2019 года арбитраж признал претензии «Возрождения» к компании обоснованными и взыскал с нее эту сумму. «Монолит-Кировстрой» занимался строительством ЖК «Полежаевский парк» на проспекте Маршала Жукова (ранее строился под брендом «Дом с каминами»). В банке «Возрождение» и «Компакте» не ответили на запросы “Ъ”.
ГК «Компакт» была основана в 1992 году Клименти Касрадзе. На своем сайте компания называет себя крупнейшим генеральным подрядчиком Северо-Запада. Группа выполняла функции генподрядчика или подрядчика крупных объектов в нескольких регионах, в числе которых Петербург, Ленобласть, Карелия и Самара. Так, она принимала участие в реконструкции корпусов Балтийского завода, строительстве автомобильного завода «Форд», фармацевтического завода по производству готовых лекарственных средств «Полисан», деревообрабатывающего комбината «Калевала», завода по производству и сервису газовых турбин компании Siemens, международного аэровокзального комплекса «Пулково-2», грузового терминала «Пулково», петербургской дамбы, ЛАЭС-2, терминала «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга, международного аэропорта «Курумоч». В портфеле проектов «Компакта» также есть станции петербургского метро: «Чкаловская», «Волковская» и «Бухарестская»,— а также несколько гостиниц, торгово-развлекательных и жилых комплексов.
Собственники АО «Компакт» в «СПАРК-Интерфакс» не раскрываются, генеральным директором указан Клименти Касрадзе. Ранее он был председателем совета директоров и совладельцем ОАО «Метрострой». Также ему принадлежала доля в банке «Невастройинвест», который ЦБ недавно лишил лицензии. В 2017 году финансовые показатели АО «Компакт» начали ухудшаться. Так, по итогам 2017 года чистый убыток составил 168,4 млн рублей, в 2018 году — почти 70 млн рублей, а в 2019 году уже достиг 3,6 млрд рублей.
За последние несколько лет к АО «Компакт» было подано несколько исков, в том числе и банкротных, следует из картотеки арбитражных дел. Признать должника несостоятельным требовали ОАО «Управление автомобильного транспорта», «Волжский электромеханический завод», «МСК Групп» и другие компании, но суд не приступил к рассмотрению дел. Требования к АО «Компакт» предъявлял банк «Санкт-Петербург», заявляющий о задолженности в 34,5 млн рублей. Также кредитная организация пыталась обратить взыскание на ценные бумаги «дочки» АО «Компакт» — ЗАО «Компакт-Холдинг», но тогда спор закончился мировым соглашением. Более 600 млн рублей пытался отсудить и «Юникредитбанк», 255 млн из которых — неустойки. Весной прошлого года иск был удовлетворен частично: со строительной компании взыскали 435 млн рублей.
Говоря о причинах финансовых проблем «Компакта», генеральный директор СРО «Ассоциация "Объединение строителей Санкт-Петербурга"» Алексей Белоусов предполагает, что в результате неплатежей от заказчиков и споров с ними в компании мог наступить критический момент, когда ей стало сложно выполнять свои обязательства. «Это довольно распространенная ситуация в строительстве, когда в силу разных причин генподрядчик оказывается в зависимом положении от заказчика. Из-за этого он не платит своим субподрядчикам, а им надо обращаться в банки, перекредитовываться. Рано или поздно такая катавасия заканчивается такими печальными событиями»,— пояснил господин Белоусов.