Рабочие сворачивают стачечную активность
Почему забастовка не приводит к ощутимым результатам
Забастовки в Белоруссии могут привести к росту цен, закрытию предприятий, безработице, сокращению зарплат и падению белорусского рубля. Такой прогноз сделал госсекретарь Совета безопасности страны Андрей Равков. На своей странице в Facebook он предостерег протестующих от последствий забастовок. «В какой-то день вдвое вырастет коммуналка, и никто неделями не будет вывозить мусор из двора. Затем сократят местный РОВД, на окнах первых этажей жилых домов снова появятся решетки, а на улицах — шайки ничем не занятых, голодных и злых подростков», — написал Равков. Забастовки в стране проходят третью неделю. Однако, как сообщили “Ъ FM” в профсоюзах, масштаб акций снизился. Рабочим поступали угрозы. Как проходят забастовки? И чем это грозит белорусской экономике? Разбирался Александр Рассохин.
Забастовки были главным козырем протестов. Ведь пролетарии всегда считались фундаментом поддержки Александра Лукашенко. Поэтому именно недовольство рабочих, как предполагалось, могло заставить президента покинуть свой пост. И неделю назад десятки тысяч человек подписались под документами о забастовках. В акции участвовали до 80 предприятий, среди которых БелАЗ, МТЗ и МАЗ.
Однако за прошедшие дни размах забастовок заметно сократился, признает председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук: «Были, конечно, перерывы, были люди, которые открыто переставали работать. Но сильнейшее давление, которое оказывалось и на людей, и на тех, кто брал на себя ответственность за создание стачкомов, конечно, не дало возможность широко и глубоко развернуться забастовкам».
Сейчас, по информации Ярошука, в акциях участвуют сотрудники 26 предприятий. И во всех случаях это так называемые итальянские забастовки.
Одним из главных эпицентров стачечного движения стал третий по численности город Белоруссии — Солигорск. Там расположено предприятие «Беларуськалия», входящего в топ-5 крупнейших налогоплательщиков страны. 24 августа силовики задержали сопредседателя местного стачкома Анатолия Бокана. Суд оштрафовал его за незаконную забастовку на сумму, равную примерно $250.
Само предприятие возобновило работу, правда, не на полную мощность, говорит сопредседатель стачкома Сергей Черкасов: «В чистом виде забастовки нет. Некоторые забои работают по итальянскому методу, то есть комплексы работали по технике безопасности, устраняли неисправности. Мы можем говорить, что это есть только лишь на одном из рудоуправлений.
Я думаю, что речь идет о десятке, может даже сотне человек.
Конечно, были запугивания неперезаключением контрактов, да разные способы. У нас достаточно рентабельное предприятие и высокооплачиваемое, но вы же теряете сами зарплату. И кнут, и пряник».
Стало известно о задержаниях глав стачкомов и других предприятий. Например, на Минском заводе колесных тягачей. Примечательно, что это происходит тогда, когда бастующие планируют консолидироваться в единый республиканский стачком.
Последние данные по протестам в Белоруссии
Продолжается акция и на «Белтелерадиокомпании». О своем несогласии с политикой властей на прошлой неделе заявили около 300 человек. Треть из них уже уволилась, а на их место пришли российские коллеги, рассказала “Ъ FM” на условиях анонимности одна из сотрудниц. По ее словам, журналистов из России вычислить просто. В материалах они порой называют страну не Беларусью, а Белоруссией — на русский манер: «Наша забастовка признана работодателем незаконной.
Я знаю, что на прошлой неделе всех по отдельности вызывали, с ними разговаривали, примерно по той же методичке, что и на остальных предприятиях.
Там же нашли для каждого свою болевую точку. Мы живем в стране, в которой всего три телекомпании, и наша самая крупная, найти себе работу с этим довольно сложно. На многих давили, что ты же строишь квартиру, ты отсюда уйдешь, останешься без квартиры. Кто-то решил уволиться за свой счет, кто-то в отпусках, на больничных. Я себе не вижу места в этой компании».
Но чем грозит забастовка? В пресс-службе «Беларуськалия» сообщили “Ъ FM”, что месячный план на предприятии будет выполнен в лучшем случае на 70%. Впрочем, у многих заводов есть запасы продукции, которые позволят компаниям в условиях проблем с экспортом прожить несколько месяцев, предполагает президент Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. Однако возникнут проблемы с оборотным капиталом. По оценкам Романчука, белорусская экономика в ближайший год может лишиться от $1 до $2 млрд: «Неплатежеспособность средних и крупных предприятий — около 60%. Уже пошла нервозность на валютный рынок, поскольку у нас банковская система сильно завязана на возможность получения внешних займов, а они сегодня существенно ухудшились, то естественно кризисные явления будут быстрее нарастать. И забастовка работников, это сегодня они имеют четкую повестку дня — выпустить всех заключенных, провести свободные выборы, — а к осени, я думаю, будут также другие, социально-экономические требования».
Александр Лукашенко еще 22 августа предупреждал: предприятия, которые бастуют, будут закрыты. А на место уволенных придут рабочие из других стран. Впрочем, компании, пусть и частично, продолжают функционировать. А в Конфедерации труда России призвали поддержать белорусских коллег и не соглашаться на призывы официального Минска приехать поработать на местные предприятия.
24 августа в центре Минска прошла очередная мирная акция протеста. На улицы вышло несколько тысяч человек. Как пишут СМИ, некоторых протестующих вновь задерживали правоохранители.