Игра на выбывание
Отечественное первенство пережило всплеск травматизма
Стартовый отрезок нынешнего чемпионата России выглядит подтверждением высказанного еще до возобновления в июне прерванного пандемией коронавируса прошлого европейского футбольного сезона тезиса насчет того, что дефицит времени на подготовку к рестарту и сверхплотный график игр после него могут привести к скачку травматизма. В Российской премьер-лиге (РПЛ) за лето — в концовке предыдущего и начале текущего первенства — только серьезные повреждения получили более десятка игроков. Правда, эксперты полагают, что, чтобы окончательно убедиться в справедливости тезиса, нужно все-таки «еще набрать статистики», а ритм, в котором сегодня играют футболисты РПЛ, не исключено, ничуть не более опасен для их здоровья, нежели обычный.
Одним из главных событий матча московских грандов «Локомотива» и «Спартака», венчавшего четвертый тур чемпионата России, оказались повреждения, из-за которых уже в первой его половине поле покинули лидеры железнодорожников — футболисты готовящейся к сентябрьским встречам в рамках Лиги наций сборной России Дмитрий Баринов и Алексей Миранчук. Повреждение Баринова — разрыв крестообразных связок колена — было очень тяжелым, из-за него он, скорее всего, пропустит как минимум полгода. «Локомотив», который до несчастий с двумя хавбеками вел — 1:0, в итоге уступил — 1:2. А сами несчастья могли показаться не разовым ЧП, а продолжением тренда.
О том, что европейский футбол летом, после возобновления надолго прерванного пандемией коронавируса сезона, ждет скачок травматизма, еще весной предупреждал целый ряд экспертов, среди них — аналитики компании Zone7, которая успела неплохо зарекомендовать себя в качестве консультанта в сфере футбольного фитнеса сотрудничеством с испанским «Хетафе». Губительными для профилактики травм они считали «сломанный» пандемией календарь, возникшую из-за нее чехарду с выходами на пик формы вкупе с длительным простоем перед рестартом, дефицит времени на полноценную подготовку к нему, а также чересчур плотный график игр летом.
Для Российской премьер-лиги этот набор аргументов был особенно актуален. Ее предыдущий чемпионат, как и чемпионаты Англии, Испании и Италии, возобновился после трехмесячного перерыва в конце июня, а завершился в конце июля. На этот отрезок пришлось восемь туров, не считая нескольких кубковых встреч. Но если чемпионаты «большой пятерки» после окончания сезона взяли передышку до сентября и в матчах были задействованы исключительно их представители, уцелевшие в еврокубковых play-off, то новое российское первенство стартовало через две с небольшим недели после того, что ему предшествовало, то есть практически без паузы.
То, что ситуация с травматизмом в летний период в РПЛ не самая благополучная, совершенно очевидно. По данным Transfermarkt, как минимум достаточно серьезные травмы в его рамках получили 12 игроков — в среднем по одному на тур (хотя в действительности ресурс учитывает не все случаи). Но наиболее показательным для оценки положения дел можно считать количество замен, сделанных командами в нынешнем чемпионате в первых таймах матчей: подавляющее большинство из них производится именно по медицинским причинам. В прошлом сезоне с первого по четвертый тур замены в первых таймах производились лишь четыре раза, в этом чемпионате их количество за тот же отрезок возросло почти в три раза, до 11. Во втором туре таких замен было две, в третьем — шесть, в четвертом — три. По одному разу на такой шаг приходилось идти ЦСКА, «Сочи», «Арсеналу», «Уфе» и «Ротору», дважды — «Ахмату», «Тамбову» и вот теперь «Локомотиву».
Генеральный секретарь Профсоюза футболистов и тренеров России Николай Грамматиков назвал происходящее «управленческой неудачей» отвечающих за проведение первенства структур — Российского футбольного союза и Российской премьер-лиги. Он отметил «запоздалое решение» о доигрывании предыдущего сезона, создавшее нехватку времени для подводки к нему, тот факт, что оно было принято «без согласования с главными тренерами команд», «лучше других понимающих принципы подготовки к соревнованиям», а также «саму организацию чемпионата», имея в виду и плотность календаря. Эксперт резюмировал, что клубы «пострадали как с медицинской, так и с экономической точки зрения, поскольку их главный актив — это футболисты».
Впрочем, известный спортивный врач, бывший руководитель медицинской службы «Спартака» Михаил Вартапетов, признавая, что «все ожидали всплеска травматизма» и того, что футболисты, лишенные в период пандемии возможности «выполнять специфические упражнения на поле», будут «не вполне готовы» к возвращению на него, полагает, что нужно «набрать побольше статистики», прежде чем делать однозначные выводы, а сложившееся сейчас впечатление является, возможно, следствием «резонансности» свежих повреждений. Специалист рассказал “Ъ”, что тяжелых так называемых бесконтактных (случившихся не в результате столкновения игроков) травм, вроде травм крестообразной связки, в принципе в последнее десятилетие стало больше. По его словам, рост объясняют целой группой факторов, таких как интенсификация тренировочного процесса, повышение мотивации во время официальных игр, психологические стрессы и даже экология.
Что касается летнего российского футбольного графика, то Михаил Вартапетов подчеркнул, что «скажем, для Английской премьер-лиги он скорее обычный, а футболисты вообще говорят, что лучше играть, чем тренироваться». Он подчеркнул, что в любом случае важное значение имеют «правильное восстановление после игр и тренировок», «квалификация фитнес-тренеров» и «полное взаимопонимание и консолидация усилий тренерского и медицинского штабов клубов».
Футболисты РПЛ, получившие травмы после перерыва, связанного с коронавирусом
|
Источник: Transfermarkt*.
*Только игроки, которые на данный момент продолжают лечение.