Врачи разошлись в показаниях
Почему омские медики не смогли найти у Алексея Навального вещество из группы ингибиторов холинэстеразы
Немецкие врачи не сказали ничего нового, и оснований для уголовного расследования пока нет. В Кремле прокомментировали сообщения о возможном отравлении Алексея Навального. 24 августа специалисты клиники «Шарите», где находится оппозиционер, сообщили, что нашли в его организме вещество из группы ингибиторов холинэстеразы. Там заключили, что Навальный с определенной степенью вероятности мог быть отравлен. При этом омские врачи заявили, что они проверяли анализы оппозиционера на наличие этих веществ, но не нашли их.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что обследования немецких и российских врачей на самом деле показали похожие результаты, но медики из Германии поспешно сделали вывод о возможном отравлении:
«Мы специально связались с нашими врачами. Дело в том, что факт этой пониженной холинэстеразы был установлен в первые часы нашими медиками в больнице в Омске. И атропин, про который говорят немцы и который делают сейчас пациенту, начали вводить в первый час пребывания пациента в реанимации. Снижение уровня этой холинэстеразы возможно по самым разным причинам, в том числе при приеме и использовании различных медикаментов и лекарств. Поэтому здесь очень важно выяснить, что же стало причиной понижения уровня холинэстераза. И как раз эту причину ни наши медики, ни немцы пока установить не смогли. Сама медицинская аналитика абсолютно совпадает и у наших, и у немецких докторов. Но выводы разнятся. Мы не понимаем, на основании чего наши немецкие коллеги так спешат».
Заявление лечащих врачей Навального в Германии вызвало споры в медицинских кругах. Возникли вопросы к тому, почему омские медики не смогли найти вещество из группы ингибиторов холинэстеразы, а немецким специалистам спустя пять дней после инцидента это удалось. Насколько это сложный анализ? Заведующий отделением кардиореанимации 29-й больницы Алексей Эрлих считает, что у российских и немецких врачей могли быть разные условия: «Есть предположение, что спектр веществ, на которые обследовали в центре в Германии, был просто шире, чем тот, который обследовали в Омске. И поэтому в России ничего не нашли, а в Германии нашли. Да, в Омске говорят, что они искали именно это вещество и провели весь спектр необходимых анализов. Но все же веществ, которые так действуют, довольно много.
Поэтому, может быть, искать искали, какой-то список препаратов или действующих веществ проверяли, но не все.
Мне кажется, что в Омске было много возможностей для обследования, это хорошая больница, но, наверное, не настолько много, чтобы идентифицировать не часто используемое вещество. Вспомним ситуацию со Скрипалями, у которых выявить яд позволило наличие специализированной и очень хорошей лаборатории недалеко от них».
Сообщалось, что перед тем, как Алексей Навальный потерял сознание в самолете, у него выступила испарина, и он начал кричать. Токсиколог Виктор Шилов отмечает, что при отравлении веществом из группы ингибиторов холинэстеразы обычно возникают другие симптомы. Он считает, что результаты анализов оппозиционера пока не позволяют сделать вывод о том, что его отравили: «Человек в тяжелом состоянии уже несколько суток. Все его ферменты могут изменяться — какие-то снижаться, какие-то повышаться, в том числе и холинэстераза. Необязательно это должен быть какой-то яд. У наших врачей была более полная информация. Как говорят, в самом начале в Омске определяли этот фермент холинэстеразы, и ничего особо не обнаружили. Испарина бывает при потере сознания. Но там есть много других специфичных для отравления этими веществами симптомов, которых никто не описывал — ни сопровождающие, ни врачи. И это заставляет сомневаться. Есть основание больше доверять омским врачам и консилиуму, который там был».
Навальный не приходил в сознание с 20 августа. Врачи ввели его в состояние искусственной комы, он подключен к аппарату вентиляции легких. Теоретически он может оставаться в таком состоянии несколько месяцев, отметил главный анестезиолог-реаниматолог Минздрава Игорь Молчанов.
Как врачи Германии и России разошлись во мнениях об инциденте с Алексеем Навальным
Юристы ФБК на прошлой неделе потребовали от Следственного комитета возбудить уголовное дело по статье «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Соратник Алексея Навального Леонид Волков 25 августа сказал “Ъ FM”, что дело до сих пор не возбудили. В Следственном комитете Омской области отказались от комментариев.