«Арсенал Недвижимость» ударит по рельсам
Девелопер замахнулся на крупный транспортный проект в Ленобласти
ГК «Арсенал Недвижимость» вместе с канадской Vision Transportation Group может построить линию легкорельсового транспорта, которая пройдет через поселок Бугры и свяжет станции метро «Девяткино» и «Парнас». Проект инвесторы собираются реализовывать без привлечения бюджетных средств, рассчитывая на участие девелоперов, строящих жилье в этих локациях. По оценке экспертов, его стоимость может достичь 36 млрд рублей, а окупаемость стать почти вдвое выше, чем у подобных проектов.
Проект строительства линий легкорельсового транспорта (ЛРТ) рассмотрели 25 августа на закрытом совещании у заместителя правительства Ленобласти Михаила Москвина. Как следует из презентации ГК «Арсенал Недвижимость» (есть в распоряжении “Ъ”), линия легкорельсового транспорта пройдет от станции метро «Парнас», далее она проследует по проспекту Энгельса в сторону планируемой общественно-деловой зоны рядом с ТЦ «Мега Парнас», затем через поселок Бугры, город Мурино и еще несколько остановок до ТПУ «Девяткино». Данный маршрут предлагается организовать к 2025 году. В будущем ЛРТ может включить в себя и горнолыжный комплекс «Охта-Парк», деревни Лаврики, Кузьмолово, Энколово и Корабсельки, говорится в документе. «Это проектные проработки, которые мы предложили к обсуждению. Но они не являются окончательными»,— пояснил “Ъ” директор ГК «Арсенал Недвижимость» Александр Смирнов.
«Арсенал Недвижимость» рассчитывает реализовать проект совместно с Vision Transportation Group (VTG). По словам директора VTG в России и СНГ Константина Евграфова, вкладываться в проект будут обе компании, не уточнив деталей. При этом бюджетных вливаний не потребуется, подчеркивает господин Евграфов. Стоимость строительства ЛРТ стороны не называют, так как проект находится еще на стадии идеи. Отсутствуют данные и по протяженности линий, а также виду подвижного состава.
Финансовая модель проекта не будет учитывать компенсаций государством минимального гарантированного дохода, так как инвестор рассчитывает получить его за счет девелопмента прилегающих к ЛРТ земель, продолжает господин Смирнов. В частности, «Арсенал Недвижимость» планирует выкупить некоторые участки, чтобы, осваивая их, вернуть VTG часть затрат на транспортную инфраструктуру. Также застройщик готов провести переговоры с другими девелоперами этих территорий, чтобы они отдали инвестору часть средств, благодаря которым ликвидность проекта возросла бы. На вопрос “Ъ”, что будет, если компании откажутся платить, Александр Смирнов ответил, что «в жизни бывает различный подход». «В российской действительности такая ситуация имеет место быть, поэтому компания и ищет бизнес-партнеров, таких как “Арсенал Недвижимость” или других»,— сказал он.
В Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, комментируя “Ъ” проект, отметили, что на начальном этапе его реализации ведомство «выступит интегратором по разработке градостроительной концепции развития территории с целью увязки планировочных решений проектируемой трамвайной линии». В группе ЦДС, владеющей землей в Буграх, не стали комментировать возможное участие в проекте.
Штаб-квартира VTG находится в Канаде. В ее состав входят 16 частных компаний, специализирующихся на развитии транспортной инфраструктуры, указано на ее сайте. В портфеле компании проекты метро и трамвайных линий в Канаде, США, Сингапуре, Южной Корее, Объединенных Арабских Эмиратах, Таиланде.
ГК «Арсенал Недвижимость» строит в Буграх ЖК «Энфилд» общей площадью около 300 тыс. кв. м жилья. По словам Константина Евграфова, ЛРТ улучшит транспортную мобильность жителей проекта компании в Буграх, который включит в себя жилье и коммерческую недвижимость. О каком именно проекте идет речь, он не пояснил, добавив лишь, что он еще не начал реализовываться. «Мы получили эскиз застройки и ожидаем информации по пассажиропотоку»,— сказал господин Евграфов.
Александр Смирнов в беседе с “Ъ” просил не делать акцент именно на строительстве жилья на данных территориях, говоря, что возле ЛРТ могут разместиться индустриальные парки, промышленные объекты, для работников которых спустя несколько лет, возможно, будут построены жилые дома. Строить ЛРТ застройщик хочет в том числе и для того, чтобы этим видом транспорта могли воспользоваться и жители уже введенных компанией домов, уточнил господин Смирнов.
Однако «Арсенал Недвижимость» все же планирует увеличение жилой застройки в Буграх, сообщила вчера пресс-служба правительства Ленобласти. Источник в правительстве “Ъ” пояснил: изначально застройщик рассчитывал, что под эти цели отдадут земли крупного областного лендлорда — бывшего вице-губернатора Петербурга Виктора Локтионова, что обеспечит ЛРТ нужный пассажиропоток. В связи с этим Михаил Москвин подчеркнул, что сельскохозяйственные земли на границе Бугров и Мурино могут быть переведены только в рекреационную зону, а не под жилье. При этом власти готовы изъять для госнужд участки для прохождения линий.
Общая протяженность маршрута проекта легкорельсового транспорта может составить около 30 км, указывает зампред комитета по строительству и девелопменту петербургского отделения «Деловой России» Антон Банин. Среднюю стоимость километра легкорельса можно оценить в 1,1–1,2 млрд рублей исходя из опыта реализованных или заявленных в России проектов, говорит он. Таким образом, общую стоимость ЛРТ можно оценить в 33–36 млрд рублей, отмечает эксперт. В текущей ситуации частные инвесторы рассчитывают на окупаемость инвестиций в подобные проекты через 10–12 лет, продолжает он. Принимая во внимание ожидаемый пассажиропоток в 36 млн человек в год (с учетом активного жилищного освоения территорий) и стоимость проезда 50 рублей, срок окупаемости превысит 20 лет, полагает господин Банин. По его словам, создание ЛРТ, возможно, имеет смысл при участии государства, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.