ГИБДД переходит все границы
Наказание иностранцев пока не выходит на полную мощность
План по «обеспечению неотвратимости наказания» иностранцами—нарушителями ПДД, который больше года готовится МВД по поручению правительства, вновь переписан. Как выяснил “Ъ”, МВД под нажимом Минфина и Минтранса отказалось от идеи увеличить штат сотрудников для контроля нарушителей на машинах с иностранными номерами, а также от намерений создать на границах со странами ЕврАзЭС сеть стационарных пунктов с камерами, стоянками и терминалами для оплаты штрафов. Получать сведения об иностранных автовладельцах полиция рассчитывает из системы международного страхования «Зеленая карта». Страховщики предупреждают об отсутствии технологических возможностей для использования ее в рамках подготовки «писем счастья».
“Ъ” ознакомился с новой редакцией плана (дорожной карты) по «обеспечению неотвратимости наказания иностранных граждан», нарушающих ПДД. Подготовить набор мер президент РФ поручил правительству прошлым летом со сроком исполнения 1 февраля 2020 года. Белый дом, в свою очередь, поручил МВД готовить «дорожную карту» с конкретными предложениями и сроками. Первая редакция плана была готова в ноябре 2019 года и с тех пор дорабатывается.
По данным ЦОДД Москвы, чаще всего ПДД в столице нарушают иностранные машины с госзнаками Белоруссии, Украины, Молдавии, Армении и Грузии. При этом и россияне целенаправленно покупают такие авто, чтобы не платить штрафы.
Как выяснил “Ъ”, первоначальный документ претерпел значительные изменения. По-прежнему он говорит о необходимости принять закон, обязывающий иностранных перевозчиков и граждан оплачивать штраф за нарушение ПДД до выезда из России — в случае неуплаты машина будет перемещена на штрафстоянку. Полномочия по контролю за оплатой получат сотрудники ФТС и Ространснадзора.
При этом в МВД отказались от планов создать на границах со странами ЕврАзЭС сеть стационарных пунктов (постов) с камерами по проверке номеров, стоянками и терминалами для оплаты.
МВД хотело увеличить штат сотрудников полиции и Ространснадзора, в зоне обслуживания которых будут находиться новые пункты контроля. По данным “Ъ”, против этого выступил Минфин: в ведомстве настояли, чтобы борьба велась без увеличения числа сотрудников. МВД также хотело разместить стоянки и терминалы для оплаты в пунктах пропуска через госграницу, но в Минтрансе, по сведениям “Ъ”, заявили «об отсутствии такой возможности», и от этой меры тоже отказались. Скорректированный план предполагает лишь камеры на подъездах к границам со странами ЕврАзЭС. К этой работе подключат ГК «Автодор» и Росавтодор.
Изначально планировалось наладить между МВД и ФТС автоматический обмен информацией, необходимой для вынесения штрафов в отношении иностранцев. Также планировалось «оптимизировать сбор данных» о пересекающих границу машинах, зарегистрированных в иностранных государствах. Теперь и этот пункт исключен, а сведения об иностранных автовладельцах планируется получать из системы «Зеленая карта» (международное ОСАГО, оформляется при пересечении границы).
Другой пункт предполагает обмен данными между таможнями стран ЕврАзЭС о временно ввезенных принадлежащих физлицам машинах с последующей передачей сведений в МВД.
Речь идет о ситуациях, когда, к примеру, водитель из Польши едет через Белоруссию в Россию. Сегодня данные о нем собираются лишь на белорусско-польской границе, но ГИБДД доступа к ним не имеет. ФТС, по данным “Ъ”, не хочет заниматься обменом данными с другими таможнями о временно ввезенных личных автомобилях, предлагая вычеркнуть соответствующий пункт из дорожной карты, поскольку это технически сложно. В МВД, по сведениям “Ъ”, настаивают на сохранении этого пункта.
В пресс-службе ФТС подтвердили “Ъ”, что направили в МВД свои предложения, но деталей не раскрыли. Между МВД и службой уже налажен обмен информацией о владельцах временно ввезенных в РФ иностранных автомобилей, напомнили в ведомстве: ГИБДД может получить данные по запросу, обработка которого занимает не более трех секунд. Однако, отметили в ФТС, в ведомственных базах есть сведения только о тех временно ввезенных иностранных автомобилях, которые подлежат таможенному декларированию (то есть зарегистрированы в государствах, не входящих в ЕАЭС, и пересекли российский участок таможенной границы ЕАЭС).
Разногласия между Минтрансом и МВД уже урегулированы, заявили “Ъ” в пресс-службе Минтранса. «Разработанный план согласован Минтрансом без замечаний,— говорят в ведомстве.— Вопрос оборудования стоянок и терминалов для оплаты штрафов потерял свою актуальность, поскольку в рамках действующей информационной системы МВД уже есть возможность получения необходимой информации об иностранном перевозчике, информирования его об имеющихся штрафах и возможности их оплаты».
Система «Зеленая карта» не годится для подготовки штрафных постановлений и обработки большого количества запросов, пояснили “Ъ” в Российском союзе автостраховщиков (РСА): она предназначена для урегулирования ДТП с участием иностранного гражданина на территории России. После ДТП система подтверждает наличие страховки у автовладельца, но ответ на запрос может идти до шести недель, при этом сведения приходят в сильно усеченном виде, их недостаточно для вынесения штрафов.
Нарушителей с иностранными номерами, въехавших из-за пределов Таможенного союза, можно заставить платить штрафы при пересечении границы, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. А вот приезжих из Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении и Киргизии проконтролировать почти невозможно, признает он, поскольку нет таможенного контроля:
«Даже если наладить обмен данными между таможнями, выписать штраф и прислать его по почте, оплачивать его никто не будет. Тем более что единой системы судебных приставов на территории союза нет».
На время подготовки дорожной карты (мероприятия рассчитаны на 2020–2022 годы) ГИБДД применяет временную схему наказания иностранцев. В Москве и Краснодаре инспекторы останавливают машины с зарубежными номерами и оформляют на водителей все нарушения, зафиксированные камерами в течение двух месяцев (срок давности привлечения к ответственности), переписывая данные задержанного водителя. Инспекторы считают, что машина во время поездки де-юре находится во владении иностранного водителя, значит, он является «владельцем»: на него (либо на собственника), согласно КоАП, оформляются все штрафы. Несогласный водитель-иностранец может переоформить постановления на реального собственника. За шесть месяцев по такой схеме было оформлено несколько сотен тысяч постановлений.