Что смотреть в театрах в сентябре
Выбор Ольги Федяниной
Осторожно выходя из изоляционного режима, московские театры стараются побыстрее выпустить все, что было начато и отложено из-за пандемии. Лидирует пока Театр наций, который начинает сезон с трех премьер сразу. Можно сказать, сентябрь в московских театрах пройдет под знаком отложенного предложения — будем надеяться, что ему навстречу устремится отложенный зрительский спрос. Очень не хотелось бы, чтобы за таким насыщенным стартом последовал новый карантин в октябре. Поэтому настоятельная просьба к театралам: не только прочитать нижестоящие анонсы самых ожидаемых премьер, но и изучить меры санитарно-гигиенической предосторожности на сайтах театров — и, разумеется, соблюдать их
Разбитый кувшин
Премьера стихотворной комедии Генриха фон Клейста в постановке Тимофея Кулябина была запланирована еще на весну, но, как это иногда бывает, за время пандемии непредвиденно обогатилась актуальным контекстом: действие режиссер изначально переносил в Европу, ставшую жертвой какой-то неведомой катастрофы, которая еще во время репетиций была обстоятельством фантастическим, а теперь превратилась во что-то гораздо более реальное. В главных ролях — Ингеборга Дапкунайте (воздержимся от спойлеров, но это, скорее всего, будет самая ее экстравагантная театральная роль последнего времени) и замечательный актер Виталий Коваленко, которого до сих пор можно было увидеть на сцене Александринского театра.
Театр наций, 4, 15, 16 сентября, 19.00
Фестиваль современной драматургии «Любимовка»
«Любимовка» — фестиваль театральных читок, и во многом именно под его влиянием сами эти читки за последние лет пять превратились в популярный театральный жанр. В конце прошлого года бессменная арт-дирекция фестиваля передала полномочия следующему поколению, которому предстоит дебютировать теперь в сложных условиях: отличительной чертой «Любимовки» всегда были забитые до потолка залы, но теперь публике придется рассесться на санитарно предписанное расстояние, и неизвестно, как это скажется на фестивальной атмосфере. В программе при этом много хорошо знакомых по прошлым сезонам режиссеров — постановщиков читок: Вытоптов, Беркович, Горвиц, Чащин. Ну а содержание пьес, как обычно, до фестиваля никому не известно.
Площадка «8/3», Центр Вознесенского, 5–12 сентября
Страсти по Фоме
Евгений Марчелли, всего за один сезон успешно ставший из ярославского режиссера московским, выпускает свою версию повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Сам Марчелли говорит, что ставит спектакль о людях, которые не умеют воевать, не умеют побеждать, а если победили, то через пять минут жалеют об этом. Короче, о современных людях. В роли Фомы Опискина — Авангард Леонтьев, кроме этого, в спектакле заняты и прекрасные бывшие «ярославцы» Анастасия Светлова, Владимир Майзингер, Виталий Кищенко.
Театр наций, 7, 17, 18 сентября, 19.00
Лекарь поневоле
Дополняет премьерный блок Театра наций фарс Мольера в постановке Олега Долина. Долин в последнее время выпустил несколько спектаклей, в которых ставка делается на традиции театра масок, стилизацию и стихию балаганной игры — получается у него это отлично, и пьеса Мольера в эту эстетику вписывается безукоризненно. Неизвестно, будет ли у этой комедии положений в версии Олега Долина публицистический аспект, но вообще-то пьеса к этому прямо-таки приглашает: история о том, что на каждого мнимого лекаря найдется свой пациент с мнимым недугом, выглядит чрезвычайно актуально в мире тотальной манипуляции, рано или поздно делающей любой обман реальностью.
Театр наций, 10, 11 сентября, 20.00
Сын
Французского драматурга Флориана Зеллера нередко называют самым ярким и перспективным театральным автором Европы — он успешно соединяет традиционные камерные сюжеты, напичканные выигрышными ролями в духе Эдварда Олби, с эстетикой, которую можно назвать «барокко XXI века» и в которой царит атмосфера вычурной, душной нереальности всего происходящего. Самые популярные пьесы Зеллера — семейная трилогия «Мать», «Отец» и «Сын». «Отца» мы недавно видели в «Современнике», теперь пришел черед «Сына» — РАМТ открывает свой юбилейный, сотый сезон российской премьерой пьесы в постановке Юрия Бутусова и с Евгением Редько в главной роли.
РАМТ, 11, 25 сентября, 19.00
Красный Крест
Режиссер Семен Серзин поставил на сцене «Гоголь-центра» роман молодого русско-белорусского прозаика Саши Филипенко (фамильярное «Саша» позволяет не путать его с актером Александром Филиппенко, который в «Гоголь-центре» выходит на сцену в спектакле «Палачи»). Редкий случай, когда серьезный писатель является еще и популярной медийной фигурой: Филипенко был широко известен в профессиональных кругах как сценарист развлекательных шоу «Прожекторперисхилтон», «Мульт личности» и «Yesterday Live», а затем как ведущий телеканала «Дождь». В «Красном Кресте» между тем нет ничего попсового или развлекательного. Полудокументальный текст посвящен женщине, которая в годы войны работала с официальными документами Красного Креста. В главной роли — Светлана Брагарник.
Гоголь-центр, 18, 19, 20, 22, 23 сентября, 19.00
Бульба. Пир
Неканоничное прочтение повести Гоголя обещает яркая постановочная команда, состоящая из режиссера Александра Молочникова, автора идеи Ольги Хенкиной, драматурга Саши Денисовой, хореографа Анны Абалихиной и художника Максима Обрезкова. Не менее звездная и команда исполнителей, соединившая очень разные стили и школы — от Игоря Миркурбанова до Алексея Верткова. Режиссер обещает вполне серьезную историю, «почти „Ромео и Джульетта"», в которой враждуют разные поколения и разные культуры, но предыдущие постановки Молочникова позволяют рассчитывать на то, что драматический конфликт явится в эффектной форме, динамичной и зрелищной.
Театр на Малой Бронной (сцена на Яузе), 19, 20 сентября, 19.00
Снегурочка
«Снегурочка» Островского у нас воспринимается скорее как оперный сюжет, успешных драматических постановок в истории пьесы совсем мало. И возможно, это не случайность, что «Снегурочку» в Театре на Таганке поставил Денис Азаров — режиссер, много работающий и в драматическом театре, и в опере. В спектакле Азарова человеческие чувства пытаются выжить в мире, который состоит из борьбы и взаимного уничтожения враждебных сил; режиссер называет его миром антиутопии, но антиутопия эта вполне узнаваема.
Театр на Таганке, 25, 26 сентября, 19.00
Концерт врачам
«Гоголь-центр» открывает сезон одновременно в онлайне и офлайне. Вживую вечер-концерт смогут увидеть только московские медики — это акция благодарности врачам, оказавшимся главными героями и первыми жертвами в мировой эпидемической войне. Акция обещает быть очень праздничной и многолюдной, несмотря на всю социальную дистанцию: на сцену «Гоголь-центра» выйдут Диана Арбенина, «Би-2», Владимир Спиваков, Юрий Шевчук, Чулпан Хаматова, Алексей Кортнев, Валерий Меладзе, актеры «Гоголь-центра» и его худрук, Кирилл Серебренников. Публика, не принадлежащая к врачебному корпусу, в зал не попадет, но онлайн-трансляция будет происходить на YouTube-канале «Гоголь-центра».
«Гоголь-центр», 6 сентября, 20.00