Страж западных ценностей проводит IPO
Выход на биржу производителя «шпионского» софта Palantir раскрыл многие его тайны
Во вторник заявку на проведение IPO подала компания Palantir Technologies — американский разработчик программного обеспечения, услугами которого пользуются спецслужбы США и их союзников. Из заявки компании выяснилось, что 17-летний стартап, некогда оценивавший себя в $26 млрд, ни разу за эти годы не вышел в прибыль. И не обещает, что прибыль когда-либо станет частью этого бизнеса. Зато клянется, что всегда будет верен американскому правительству и западным ценностям.
Выхода на биржу компании Palantir ждали еще в 2019 году. Но по каким-то причинам IPO американского разработчика софта тогда так и не состоялось. Затем на мир обрушилась пандемия COVID-19, и в итоге компания уведомила американские власти о намерении провести IPO только в июле этого года, а во вторник опубликовала проспект первичного размещения акций.
Теперь известно, что компания будет котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже, а само размещение пройдет в форме прямого листинга, то есть компания не будет выпускать новые акции. Вместо этого своими акциями поделятся основатели Palantir — Александр Карп, Стивен Коэн и Питер Тиль. Все они входят в состав совета директоров, и после проведения IPO у них сохранится в общей сложности чуть менее 50% голосующих акций.
Тайные убытки
Основатели компании долгие годы сообщали об очередных раундах инвестиций, контрактах на сотни миллионов долларов и скором выходе на прибыль. Однако помимо сумм, привлекаемых во время инвестраундов, никаких других финансовых данных Palantir не раскрывала. И, как частная компания, имела на это полное право. Но поскольку производитель ПО решил стать публичной компанией, все тайное стало явным.
Проспект Palantir сопровождается письмом ее гендиректора Александра Карпа. «Целые компании могут годами существовать по бизнес-модели, которая, возможно, имела смысл в какой-то момент в прошлом. В краткосрочной перспективе часто приходится извлекать прибыль как из предприятия, так и из клиентов. Мы отвергли этот способ работы»,— пишет господин Карп.
Слова главы Palantir не расходятся с делом. В проспекте говорится, что компания завершала с убытком каждый год за 17 лет своего существования (например, 2019-й — с убытком $579 млн, а 2018-й — $580 млн).
Более того, компания «ожидает роста операционных расходов и может никогда не достичь прибыли».
Последний инвестраунд Palantir состоялся в 2015 году. По его итогам компания оценивалась в $26 млрд. В прошлом году аналитики ожидали, что в ходе IPO Palantir может быть оценена в $41 млрд. Но в том году, повторимся, IPO не состоялось. А пандемия не пошла компании на пользу, ее акции на вторичном рынке сильно подешевели. Теперь Palantir оценивается в $8–12 млрд. При этом аналитики ИК «Фридом Финанс» не исключают, что стоимость компании после IPO может достичь $30 млрд и шансы привлечь миллиарды долларов у нее довольно неплохи, несмотря на полное отсутствие прибыли. «Для розничных игроков, которые входят в акции Palantir только сейчас, есть большие возможности для роста. Рынок сейчас охотно дает премию за бумаги IT-сектора, если у компании есть понятный и прогнозируемый рынок сбыта. Обработка больших данных, безусловно, является перспективной нишей, и прямых конкурентов у Palantir здесь пока нет»,— считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
Тайный спаситель
Компания Palantir была создана в 2004 году одним из основателей PayPal Питером Тилем и его студенческим приятелем Александром Карпом. PayPal к тому моменту уже успешно существовала несколько лет и столь же успешно боролась с мошенниками. Собственно, в 2003 году Питер Тиль и предложил Алексу Карпу использовать технологию платежного оператора по отслеживанию мошенников по истории денежных переводов, но для чего-то принципиально более масштабного — поимки не просто преступников всех мастей, но и террористов, в том числе потенциальных.
«Наше программное обеспечение находится на передовой, иногда буквально, а значит, и мы тоже… Ставки высоки. Задачи, которые стоят перед нашими платформами, связаны с выживанием как организаций, которые мы обслуживаем, так и людей, зависящих от этих организаций»,— говорится в проспекте.
Компания провозглашает себя спасителем и борцом со злом, причем не только в США, но и по всему миру.
При этом в документе отдельно подчеркивается, что компания никогда не будет работать с теми, «кто не поддерживает западные либеральные и демократические ценности», в том числе с Китаем или Россией.
Какие именно это ценности, Palantir не уточняет. Но зато доподлинно известно, что компания создает софт, который отслеживает преступников с помощью телефонных записей, фотографий, денежных переводов и многого другого. Причем речь идет даже о тех, кто еще не совершил преступление, а только намеревается. В ход идут все доступные средства, и в целом сложно сказать, какой информации о гражданах у Palantir нет.
А ее главные клиенты — американские спецслужбы. Даже первым инвестором компании стала IN-Q-Tel, связанная с разведкой и Министерством обороны США. Поэтому к ее услугам прибегают и ЦРУ, и ФБР, и Пентагон, и иммиграционная служба, и многие другие организации, чья деятельность завязана на слежке за людьми. И как писали СМИ, именно ПО Palantir помогло в поимке Осамы бен Ладена.
Тайный покровитель
При всем вышеперечисленном Palantir в последние годы очень старается перестать быть только господрядчиком, вкладывая сотни миллионов долларов в маркетинг. Только за последние два года на это было потрачено $450 млн. Но получается это у компании Карпа и Тиля не слишком удачно. Так, в первой половине 2019 года госконтракты принесли компании $146 млн (45% выручки), а коммерческие — $177 млн (55%). В первой же половине этого года Palantir получила от госструктур $258 млн, в то время как от коммерческих проектов — только $224 млн. Таким образом, выручка от госконтрактов выросла на 76%, а доходы на коммерческом рынке — лишь на 27%.
Возможно, компании не так уж и нужно стремиться на свободный рынок. Ведь стоимость госконтрактов растет, особенно в последние годы. Например, в марте этого года компания получила контракт от Пентагона на $800 млн — такого у Palantir еще никогда не было. Выручка компании растет, и руководители все же надеются, что уже совсем скоро поставщик ПО станет наконец прибыльным.
Но, возможно, то, что в последние годы Palantir сопутствует удача, не простое везение. В 2016 году Питер Тиль открыто поддержал Дональда Трампа, участвовал в процессе выбора его ключевых советников, а нынешнего советника президента по технологиям Майкла Крациоса называют протеже господина Тиля.
И если успех Palantir действительно завязан на поддержке Дональда Трампа и его окружения, то у компании в скором времени могут возникнуть проблемы, ведь пока опросы предрекают, что в январе 2021 года в Белом доме будет новый глава.