Семейные ценности попали под удар
Власти и общественники разошлись в оценках уровня домашнего насилия во время пандемии
В Свердловской области фиксируется снижение уровня домашнего насилия над детьми, отмечает детский омбудсмен Игорь Мороков. По его словам, за два квартала 2020 года зарегистрировано 774 случая домашнего насилия, за аналогичный период 2019 года — 885 случаев. Согласно статистике регионального ГУ МВД, в этом году число преступлений, совершенных родителями в отношении своих детей, снизилось на 18,4%. В то же время социальные организации говорят о том, что динамика домашнего насилия неоднозначна и в период пандемии число обращений выросло в 2,5 раза. Одной из главных причин стало ухудшение экономической ситуации в семьях.
С начала года в Свердловской области снизился уровень домашнего насилия в отношении детей. Об этом на пресс-конференции сообщил уполномоченный по правам ребенка в регионе Игорь Мороков. «За два квартала 2020 года было совершено 744 преступления, родителями и родственниками в отношении детей. За аналогичный период 2019 года зарегистрировано 885 случаев. В целом динамика преступлений в отношении несовершеннолетних стабилизировалась (1611 случаев — в 2019 году и 1602 — в 2020 году)»,— сообщил он.
По словам господина Морокова, одной из причин снижения уровня домашнего насилия над детьми стало то, что во время самоизоляции, введенной из-за пандемии коронавируса, ребенок стал чаще находиться под присмотром родителей. Детский омбудсмен также отметил снижение преступлений, совершенных несовершеннолетними, — с 891 случая (за два квартала 2019 года) до 788 случаев, за тот же период 2020 года.
Уровень преступлений среди подростков снижается в течение последних 4,5 лет, рассказал пресс-секретарь регионального полицейского главка Валерий Горелых. По его словам, общее число преступлений сократилось на 11,6%, большинство из совершенных относятся к категории небольшой и средней тяжести. «Представителями МВД выявлено более 6,7 тыс. административных правонарушений за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей. В текущем году количество преступлений, совершенных родителями в отношении детей, снизилось на 18,4% — с 806 до 658 случаев»,— подчеркнул господин Горелых.
Однако некоторые социальные организации говорят об увеличении числа обращений по домашнему насилию, особенно в период пандемии. Психолог свердловской региональной общественной организации «Аистенок» Анна Осипова рассказала, что во время пандемии семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, стали обращаться за помощью в 2,5 раза чаще.
«Один из факторов — это ухудшение экономической ситуации в семьях. Второй — сама самоизоляция, когда многие семьи оказались закрытыми в одном пространстве. Если раньше супруги занимались разными делами и ходили на работу, то сейчас они остались в замкнутом пространстве. В целом пандемия и режим самоизоляции негативно сказываются на человеческом состоянии: давят и вызывают тревожность»,— подчеркнула госпожа Осипова. По ее словам, на ситуации негативно сказалось закрытие детских садов и школ, а также дистанционное обучение, ставшее причиной «многих межличностных конфликтов, повлекших физическое или психологическое насилие».
Директор МБУ «Форпост» Юлия Дерягина считает, что уровень домашнего насилия во время пандемии изменился незначительно. «В апреле наблюдался небольшой рост, нам стали чаще сообщать о домашнем насилии над женщинами. В большинстве случаев домашнее насилие происходило между супругами»,— отметила она. По ее словам, во время пандемии и дистанционного обучения родители сблизились со своими детьми. «Дистанционное обучение напомнило родителям о воспитательных функциях. В целом родители смогли посмотреть на проблемы своих детей и погрузиться в них. Нам об этом сообщали и дети, и их родители»,— подчеркнула госпожа Дерягина. Несмотря на это, она полагает, что после пандемии число разводов может возрасти, поскольку «кризисные вещи, которые раньше могли размыться за счет работы и общения с друзьями, сейчас супругам пришлось выяснять».