Микрозаймов — меньше малого
Банковские клиенты не помогли рынку МФО
По итогам второго квартала у микрофинансовых организаций (МФО) значительно сократились выдачи, в результате чего впервые снизился общий портфель займов. Надежды компаний на активный переток банковских клиентов не оправдались. И несмотря на проявленный оптимизм со стороны МФО, эксперты ожидают, что до конца года рынок займов продолжит стагнировать, а к середине следующего года количество действующих компаний сократится на треть.
По оценке СРО МФО «МиР», проанализировавшей отчетность своих членов, совокупный портфель микрозаймов снизился во втором квартале на 2%, до 158,9 млрд руб. Это первое снижение портфеля с 2015 года. Выдачи займов сократились на треть — до 49,6 млрд руб. Аналогичную динамику фиксирует и «Эксперт РА». По оценке агентства, портфель займов сократился во втором квартале по сравнению с первым примерно на 3% (до 213–215 млрд руб.). При этом выдачи снизились на четверть: с 101,6 млрд руб. до 79 млрд руб.
По словам директора СРО «МиР» Елены Стратьевой, причиной сокращения выдач стало прежде всего ужесточение скоринга. «К июню сокращение доли одобрений составляло 10–20 и более процентных пунктов,— отмечает она.— Часть длинных займов закрылась, выданные новые не компенсировали снижения выдач, что привело и к сокращению портфеля». В «Эксперт РА» среди причин называют и временное закрытие офисов в ряде регионов страны.
В агентстве отмечают стагнацию сегмента коротких микрозаймов за счет выдачи наиболее качественной клиентской базе займов на большие сроки с одновременным повышением средней суммы.
«Подавляющее большинство компаний, работающих в сегменте микрозаймов на срок свыше 30 дней, показывают прирост портфелей и объемов выдаваемых займов относительно первого полугодия 2019 года»,— отмечает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин. По данным СРО «МиР», по итогам второго квартала сократились количество действующих договоров между МФО и заемщиками (на 6%, до 9,7 млн) и средняя сумма займа (на 12%, до 10,4 тыс. руб.).
Участники рынка признают, что клиенты—отказники банков, с которыми многие компании связывали в начале пандемии надежды на выдачи (см. “Ъ” от 17 апреля), ни по количеству, ни по объему не смогли заместить тех, кто перестал проходить скоринг. «Доля банковских клиентов увеличилась на 2–3%, средний чек у них составляет около 18 тыс. руб., что лишь на 25% больше, чем средняя сумма займа у стандартных клиентов МФО»,— отмечает гендиректор IDF Eurasia в России Ирина Хорошко. «В нашей компании доля заемщиков, у которых в кредитной истории есть только банковские кредиты, с начала года выросла на 2 п. п., до 17%,— подтверждает операционный директор группы компаний Eqvanta Сергей Весовщук.— Средняя сумма займа остается на уровне марта — 10,6 тыс. руб.». По словам гендиректора ГК TWINO Ашота Торосяна, отказной банковский трафик не всегда отличается высоким качеством — часть банковских клиентов пользовались кредитными картами с лимитами, соизмеримыми с займами в МФО, и испытывали затруднения с внесением платежей.
Согласно опросу портала Zaim.com, большинство МФО настроены оптимистично — две трети компаний однозначно планируют увеличивать объемы выдачи займов в ближайшее время (см. “Ъ” от 25 августа). Однако по прогнозам аналитиков, рынок до конца года будет стагнировать. «Непрозрачной остается ситуация вокруг пандемии и связанных с нею ограничительных мер, поэтому в третьем квартале выдачи будут равнозначны показателю второго квартала, сохранится отрицательная динамика по совокупному портфелю действующих займов»,— считает госпожа Стратьева. По ее оценке, по итогам года портфель останется на уровне первого квартала — около 219 млрд руб. По прогнозам господина Уклеина, рынок во втором полугодии не сможет достигнуть динамики прошлого года из-за таких угроз, как активизация мошенничества, ухудшение кредитного качества клиентской базы, стагнация портфеля офлайн-компаний. «В результате темпы прироста портфеля по итогам года будут ниже ранее прогнозируемых: 15–20% против 30%»,— заключает он. По его оценке, к середине 2021 года может значительно снизиться и количество участников рынка — с 1,6 тыс. до 1 тыс. компаний.